Проверяемый текст
Джуринский А.Н., История педагогики // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
[стр. 25]

Таким образом, развитие средней школы в течение XIX столетия выражалось в создании учебных заведений классического и современного образования.
Последние получали все большее распространение, будучи знаком Нового времени.
В
середине XIX столетия появились первые элементы тестирования, которые нашли широкое применение в США в целях выявления способностей и умственного развития граждан всех возрастов [160].
Третий период (конец XIX века) ознаменовался бурным развитием промышленности, оснащенной новейшей для того времени техникой, вовлечением в производство огромных масс рабочих.
В этих условиях школа и педагогическая мысль не могли оставаться в прежнем состоянии.
Новые времена требовали иной постановки и иного решения проблемы воспитания и образования.
В результате введения обязательного начального образования и ряда законодательных актов в стране стабилизировалась следующая структура школьного образования: 1) начальная или элементарная школа (Common School) с восьмилетним сроком обучения (для детей от 6 до 14 лет); 2) средняя школа (High School) для подростков 14-18 лет; 3) колледжи и высшие учебные заведения.
Система образования была в основном одинакова во всех штатах, хотя наблюдались некоторые различия, иногда довольно значительные.
Это, прежде всего, относится к содержанию образования и продолжительности учебного года.
В некоторых штатах круг изучаемых предметов был очень широк.
А учебный год, например, в Рок-Айленде составлял 191 день, в Массачусетсе 186 дней, в Нью-Джерси 185 дней, в Нью-Йорке 176 дней и т.д.
[41, С.65].
Отсюда видно, что единой системы образования в США все же еще не было, хотя в общих чертах она была одинакова во всех штатах.
В начальной школе по-прежнему основу обучения составляли чтение, письмо, математика.
Кроме того, преподавались рисование, география, музыка.
25
[стр. 7]

отсутствовали древние языки и литература.
В США в начале XIX в.
главным типом учебного заведения среднего образования была академия.
Программы академий выходили за рамки классицизма.
Между отдельными академиями имелись отличия в программах (например, изучался разный набор живых иностранных языков), разными были и сроки обучения (от 3 до 5 лет).
Приведем пример академии в г.
Экзетер (штат Нью-Йорк).
Она имела два отделения: классическое и английское.
В первом отделении в центре изучения находились древние языки и литература.
Во втором современное образование, курс которого был рассчитан на 3 года.
В течение первого года учащиеся обучались английскому языку и литературе, арифметике, алгебре, географии.
В течение второго года английскому языку и литературе, геометрии, черчению, древней истории, логике, риторике.
На третьем году изучали топографию и навигацию, физику, химию, новую историю (прежде всего США), мораль, философию, ораторское искусство.
С середины XIX в.
место академий постепенно начали занимать выраставшие над начальными школами высшие дополнительные учебные заведения(хай скул).
Если академии были по преимуществу детищем частной инициативы, то учебные заведения среднего образования нового типа создавались усилиями властей штатов.
Учебный курс занимал в них от 3 до 5 лет.
В программу входили, с одной стороны, предметы элементарного образования, с другой дисциплины, изучавшиеся в академиях, в том числе древние языки и литература.
Таким образом, развитие средней школы на Западе в течение XIX столетия выражалось в создании учебных заведений классического и современного образования.
Последние получали все большее распространение, будучи знаком Нового времени.
Вопросы
и задания 1.
Дайте общую оценку особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.
2.
Назовите выдающихся западных философов XIX в., занимавшихся проблемами воспитания.
Проанализируйте педагогические идеи одного из этих философов.
3.
Проанализируйте теорию элементного образования И.Г.
Песталоцци.
4.
Изложите педагогическую идею природосообразности и культуросообразности Ф.А.В.
Дистервега.
5.
Как вы понимаете идеи И.Ф.
Гербарта о ступенях обучения? В чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании? 6.
Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIX в.? 7.
На каких принципиальных основах была создана школа эпохи Нового времени в странах Запада? 8.
Что вы знаете о развитии начального образования в Западной Европе и США в XIX в.? 9.
Какие типы средней школы получили развитие на Западе в XIX в.? Приоритеты и проблемы воспитания и образования Перед мировым сообществом стоит глобальная цель определить иерархию проблем и приоритетов воспитания исходя из общечеловеческих ценностей.
В число таких приоритетов и проблем входят воспитание толерантного (от лат.
tolerantia терпение) отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; личностных высоконравственных качеств; чувства сострадания и готовности помогать другим людям; воспитание во имя мира.
В каждой стране подобные приоритеты и проблемы рассматриваются сквозь призму национальных и общественных особенностей.
На рубеже 1980-1990-х гг.
закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего в воспитание были внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира.
Продолжается полемика по проблеме воспитание и политика.
На Западе традиционно сильна концепция воспитания вне каких-либо политико-идеологических установок.
Но, как показывает опыт, воспитание вне политики является скорее декларацией, чем действительностью, поэтому вопросы воспитания остаются заметным объектом внимания различных политических сил.
На фоне ослабления планетарного политико-идеологического противостояния на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах.
Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность в изучении и освоении культуры других народов.
В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества.
Наряду с интернациональным воспитанием приобрел злободневность учет культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств (поликулътурное воспитание).
Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.
Поликультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия.
Как и интернациональное воспитание, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирование чувства солидарности, взаимопонимания; противостоит дискриминации, национализму и расизму.
Вместе с тем, в отличие от интернационального воспитания, оно фокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, на взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, на адаптации к иным культурным ценностям.
Соответственно в поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей более важен.
Актуализация поликультурного воспитания вызвана процессом интеграции, а также политическими и экономическими процессами, происходящими в современном мире.
Поликультурное воспитание призвано поддержать существование больших и малых наций в условиях интеграции.
Ведущие страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам.
Необходимость обеспечить в этих странах толерантное сосуществование больших и малых этносов порождает потребность поликультурного воспитания как инструмента и принципа школьной политики.
Поликультурное воспитание должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств с другой.
Оно способствует адаптации друг к другу этнических групп при отказе этнического большинства от культурно-образовательной монополии.
В ведущих странах мира поликультурное воспитание имеет свои особенности.
Так, в США, будучи связано с процессом создания единого гражданского общества в условиях многообразия этнического состава населения, оно служит формированию американской нации и одновременно обеспечивает интересы малых этнических групп, прежде всего афроамериканцев.
В Западной Европе поликультурное воспитание на уровне государственной политики нередко рассматривается как проявление сепаратизма и угрозы целостности государства.
Но объективно оно стоит на повестке дня.
Многомиллионные группы иммигрантов видят в воспитании и образовании, с одной стороны, способ вхождения в европейскую культуру, а с другой сохранения собственной культурной идентичности.
Серьезные проблемы в воспитании возникли на фоне процессов, урбанизации и экологического кризиса.
Сокращаются масштабы детских контактов.
Жизнь школьников все более регламентируется рутиной учебных занятий.
Все эти и другие факторы препятствуют гуманному воспитанию подрастающего поколения.
Современная цивилизация порождает среди молодежи пессимизм, антигуманизм, снижает этический и нравственный уровень.
Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков.
Изъяны в духовном развитии молодежи результат множества факторов.
Среди них следует назвать и пробелы в воспитании.
В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится проблема демократизации образования.
Существуют два различных подхода к этой проблеме.
Один основан на идее эгалитаризма (эгалитаризм всеобщая уравнительность) и единообразия общего образования.
Другой исходит из необходимости диверсификации (дифференциации) образования сообразно индивидуальным способностям,склонностям и интересам.

[Back]