Проверяемый текст
Джуринский А.Н., История педагогики // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
[стр. 36]

предметов (математики, физики, химии, компьютерной техники), с помощью которых можно подготовить людей, обеспечивающих лидерство США в мире.
Особый акцент сделан на изучение математики, продолжительность которого увеличивается в старшей школе (10-12 классы) с 1 года до 3 лет.
В выпускном классе изучается программирование.
Курс правительства США на интенсификацию подготовки интеллектуальной элиты отразился в многочисленных документах, рекомендациях и циркулярах по вопросам реформы средней школы, в практической деятельности крупнейших монополий, выделивших средства на обучение одаренных детей.
В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится проблема демократизации образования.
Существуют два различных подхода к этой проблеме.
Один основан на идее эгалитаризма
(всеобщая уравнительность) и единообразия общего образования.
Другой исходит из необходимости
дифференциации (диверсификации) образования сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам.
Идея демократической системы образования предполагает прежде всего доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школы, такую организацию учебного процесса, при которой формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек.

Существенная проблема в современном мире проблема обеспечения обязательного обучения,
а также снижение средних показателей качества образования.
Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения.
Одним из наиболее эффективных называется путь
дифференциации образования.
Он предполагает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.
Во второй половине
XX века в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели 36
[стр. 7]

отсутствовали древние языки и литература.
В США в начале XIX в.
главным типом учебного заведения среднего образования была академия.
Программы академий выходили за рамки классицизма.
Между отдельными академиями имелись отличия в программах (например, изучался разный набор живых иностранных языков), разными были и сроки обучения (от 3 до 5 лет).
Приведем пример академии в г.
Экзетер (штат Нью-Йорк).
Она имела два отделения: классическое и английское.
В первом отделении в центре изучения находились древние языки и литература.
Во втором современное образование, курс которого был рассчитан на 3 года.
В течение первого года учащиеся обучались английскому языку и литературе, арифметике, алгебре, географии.
В течение второго года английскому языку и литературе, геометрии, черчению, древней истории, логике, риторике.
На третьем году изучали топографию и навигацию, физику, химию, новую историю (прежде всего США), мораль, философию, ораторское искусство.
С середины XIX в.
место академий постепенно начали занимать выраставшие над начальными школами высшие дополнительные учебные заведения(хай скул).
Если академии были по преимуществу детищем частной инициативы, то учебные заведения среднего образования нового типа создавались усилиями властей штатов.
Учебный курс занимал в них от 3 до 5 лет.
В программу входили, с одной стороны, предметы элементарного образования, с другой дисциплины, изучавшиеся в академиях, в том числе древние языки и литература.
Таким образом, развитие средней школы на Западе в течение XIX столетия выражалось в создании учебных заведений классического и современного образования.
Последние получали все большее распространение, будучи знаком Нового времени.
Вопросы и задания 1.
Дайте общую оценку особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.
2.
Назовите выдающихся западных философов XIX в., занимавшихся проблемами воспитания.
Проанализируйте педагогические идеи одного из этих философов.
3.
Проанализируйте теорию элементного образования И.Г.
Песталоцци.
4.
Изложите педагогическую идею природосообразности и культуросообразности Ф.А.В.
Дистервега.
5.
Как вы понимаете идеи И.Ф.
Гербарта о ступенях обучения? В чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании? 6.
Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIX в.? 7.
На каких принципиальных основах была создана школа эпохи Нового времени в странах Запада? 8.
Что вы знаете о развитии начального образования в Западной Европе и США в XIX в.? 9.
Какие типы средней школы получили развитие на Западе в XIX в.? Приоритеты и проблемы воспитания и образования Перед мировым сообществом стоит глобальная цель определить иерархию проблем и приоритетов воспитания исходя из общечеловеческих ценностей.
В число таких приоритетов и проблем входят воспитание толерантного (от лат.
tolerantia терпение) отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; личностных высоконравственных качеств; чувства сострадания и готовности помогать другим людям; воспитание во имя мира.
В каждой стране подобные приоритеты и проблемы рассматриваются сквозь призму национальных и общественных особенностей.
На рубеже 1980-1990-х гг.
закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего в воспитание были внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира.
Продолжается полемика по проблеме воспитание и политика.
На Западе традиционно сильна концепция воспитания вне каких-либо политико-идеологических установок.
Но, как показывает опыт, воспитание вне политики является скорее декларацией, чем действительностью, поэтому вопросы воспитания остаются заметным объектом внимания различных политических сил.
На фоне ослабления планетарного политико-идеологического противостояния на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах.
Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность в изучении и освоении культуры других народов.
В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества.
Наряду с интернациональным воспитанием приобрел злободневность учет культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств (поликулътурное воспитание).
Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.
Поликультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия.
Как и интернациональное воспитание, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирование чувства солидарности, взаимопонимания; противостоит дискриминации, национализму и расизму.
Вместе с тем, в отличие от интернационального воспитания, оно фокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, на взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, на адаптации к иным культурным ценностям.
Соответственно в поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей более важен.
Актуализация поликультурного воспитания вызвана процессом интеграции, а также политическими и экономическими процессами, происходящими в современном мире.
Поликультурное воспитание призвано поддержать существование больших и малых наций в условиях интеграции.
Ведущие страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам.
Необходимость обеспечить в этих странах толерантное сосуществование больших и малых этносов порождает потребность поликультурного воспитания как инструмента и принципа школьной политики.
Поликультурное воспитание должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств с другой.
Оно способствует адаптации друг к другу этнических групп при отказе этнического большинства от культурно-образовательной монополии.
В ведущих странах мира поликультурное воспитание имеет свои особенности.
Так, в США, будучи связано с процессом создания единого гражданского общества в условиях многообразия этнического состава населения, оно служит формированию американской нации и одновременно обеспечивает интересы малых этнических групп, прежде всего афроамериканцев.
В Западной Европе поликультурное воспитание на уровне государственной политики нередко рассматривается как проявление сепаратизма и угрозы целостности государства.
Но объективно оно стоит на повестке дня.
Многомиллионные группы иммигрантов видят в воспитании и образовании, с одной стороны, способ вхождения в европейскую культуру, а с другой сохранения собственной культурной идентичности.
Серьезные проблемы в воспитании возникли на фоне процессов, урбанизации и экологического кризиса.
Сокращаются масштабы детских контактов.
Жизнь школьников все более регламентируется рутиной учебных занятий.
Все эти и другие факторы препятствуют гуманному воспитанию подрастающего поколения.
Современная цивилизация порождает среди молодежи пессимизм, антигуманизм, снижает этический и нравственный уровень.
Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков.
Изъяны в духовном развитии молодежи результат множества факторов.
Среди них следует назвать и пробелы в воспитании.
В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится проблема демократизации образования.
Существуют два различных подхода к этой проблеме.
Один основан на идее эгалитаризма
(эгалитаризм всеобщая уравнительность) и единообразия общего образования.
Другой исходит из необходимости
диверсификации (дифференциации) образования сообразно индивидуальным способностям,склонностям и интересам.


[стр.,8]

Идея демократической системы образования предполагает прежде всего доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школы, такую организацию учебного процесса, при которой формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек.
Одна из серьезных общественных проблем проблема гарантии права на образование.
Равные шансы на образование означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность для каждого человека использовать свои склонности в той или иной образовательной подготовке.
Реализация права на образование остается актуальной из-за социального неравенства, ограничивающего для многих возможность обучения.
Современная эпоха породила противоречие между относительным демократизмом школьных систем и социальными факторами получения образования.
Мировое сообщество поставлено перед необходимостью посредством социальных и педагогических мер разрешить это противоречие, порожденное различиями в общественном и имущественном статусе.
Существенная проблема в современном мире проблема обеспечения обязательного обучения.

Непосещаемость школы особенно распространена в тех странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.
Больной вопрос снижение средних показателей качества образования.
Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения.
Одним из наиболее эффективных называется путь
диверсификации (дифференциации) образования.
Он предполагает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.
Во второй половине
1900-х гг.
в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели
важные изменения.
Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школами.
По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессиональные учебные заведения.
Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений.
Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные.
Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы с церковью.
На Западе почти все частные школы принадлежат конгрегациям различных церквей.
В большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония).
В этих странах обучение религии частное дело граждан.
Но в Англии и Германии богословие включено в стандартные программы общего образования.
В отношениях церкви и государства, касающихся школьной сферы, наметился отказ от конфронтации или прочного союза и переход к лояльному сотрудничеству.
В ведущих странах мира в последнюю четверть XX столетия произошло резкое расширение сети высшего образования.
Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений о жизненных стандартах.
Заметно переменился социальный состав студенчества, он стал более демократическим.
Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.
Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования.
Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы.
На исходе столетия определились главные тенденции развития педагогического образования: ориентация на высшее образование как условие для приобретения профессии учителя; усложнение и усиление психолого-педагогической подготовки; разнообразие специализаций в программах обучения; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров; одновременная подготовка в различных учебных заведениях.
Важные тенденции проявляются при реформировании управления школой.
Обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом.
Почти во всех ведущих странах мира школа приоритетный объект финансирования.
Школьные ассигнования в этих странах во второй половине 1900-х гг., утвердившись как одна из основных статей бюджета, росли быстрее, чем национальный доход в целом.
Поддержание школьного обучения на достаточно высоком уровне важное условие для динамичного развития общества.
Зарубежные высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в школьном деле.
В них неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования.
Так, в Западной Европе к началу 1990-х гг.
95 % взрослого населения имело как минимум девятилетнее школьное образование.
В США к 1985 г.
полное среднее образование имело свыше 80 % взрослого населения.
Успехи в школьном образовании отнюдь не безоговорочны.
Они сопровождаются снижением качества подготовки учащихся.
Подъем планки минимального образования породил развитие нового явления функциональной неграмотности.
Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного обучения, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни.
Постоянным изменениям и корректировкам подвергаются школьные программы.
Ядро школьных программ достаточно устойчиво.
Вместе с тем имеется потребность в постоянном их обновлении.
Пример этого включение в школьные программы экологической тематики.
В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ.
Традиционный тип – обязательные программы.
Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти.
Куда многочисленнее специальные программы, адресованные той или иной части учащихся: факультативы, элективные курсы, программы особых учебных заведений.
Отдельные программы могут переходить из обязательных в специальные в зависимости от назначения и ступеней образования, например, программы трудового обучения.
Специальные курсы могут быть углубленными и облегченными.
Наряду с традиционными обязательными и специальными программами в мировой школе все большее распространение получают так называемые интегративные программы.
Классический пример интегративного курса программа естествознания в элементарной школе, куда включены начала различных знаний.
Задача интегративной программы ознакомить с основными явлениями и закономерностями тех или иных наук и видов деятельности в их взаимосвязи.
Во второй половине XX в.
мировая школа приступила к реформам программ образования.
При сохранении известного консерватизма в вопросах содержания программ эти реформы направлены на то, чтобы сделать обучение более гибким, способным к обновлению, придать ему иной баланс обязательности и элективности, общего и дифференцированного.
Изменения в школьных программах производились двумя путями: экстенсивным и интенсивным.
Первый путь традиционный.
Он предусматривает дробное предметное обучение.
Разрастаясь количественно (продлеваются сроки, увеличивается объем), качественно такое обучение одинаково для всех учебных дисциплин.
Интенсивный путь создание программ, иных по целям, структуре и содержанию.
Программы интенсивного типа ориентированы прежде всего на полноту переживания, осознавания и осмысления учебного материала.
"Школьный взрыв" (появление в ведущих странах мира массовой средней школы) подтолкнул к развитию и созданию качественно иной системы дифференциации (диверсификации) образования и обучения.
Основной формой дифференциации является распределение по разным типам учебных заведений, а также на профили и потоки внутри одной школы, на группировки в классе.
Дифференциация осуществляется неоднозначно и противоречиво.
Она нередко превращается в механизм социального отбора, инструментами которого оказываются платное обучение и система экзаменов.

[Back]