Проверяемый текст
Быкова, Ольга Алексеевна; Основные направления развития содержания образования в средней школе современной Англии (Диссертация 1999)
[стр. 73]

каждой формой знания и умел определить ее характер, применить ее основные элементы в условиях повседневной жизни.
Однако, поскольку планирование программ не может игнорировать социальных запросов, предъявляемых к школе, необходима и определенная степень специализированных знаний или навыков в какой-либо ограниченной области.
Выдвинутая
Брунером и поддержанная педагогами
«экстерналистами» ряда стран концепция сочетания в программах «структурного» и «гуманистического» подходов реализуется в намеченной в свое время Уайтхэдом идее «спиралевидной программы».
Выдающийся английский философ и педагог А.Уайтхэд выдвинул мысль о том, что различные учебные предметы и способы их подачи должны соответствовать периодам интеллектуального развития учащихся
[249].
В связи с этим он применил к учебному процессу теорию
«ритма» или «слирапеобразности учебного процесса».
Каждый урок или цикл уроков, по Уайтхэду, включает три стадии: 1)
«схватывание идей» в «незаконченном виде»; 2) анализ фактов и четкость формулировок; 3) обобщение полученных знаний [248, С.12].
Обобщение обычно начинает другой цикл: процесс учения идет уже на более высоком уровне, становясь фазой творческого учения.
В
дидактическом плане концепция планирования программ, принятая сейчас не только в США, но и во многих странах Западной Европы, опирается на теорию таксономии учебных целей, разработанную известным американским психологом Б.Блумом
[130].
Таксономия представляет собой внутренне мотивированную группировку целей учебных программ.
В теории таксономии цели программ рассматриваются в понятиях поведения учащихся и подразделяются на три группы или сферы: познавательную, аффективную и психомоторную.
Однако бихевиористская основа классификации накладывает на концепцию Б.Блума ряд ограничений: в ней отсутствуют указания на те виды деятельности, которые следует использовать для достижения поставленных целей и предлагаются одинаковые методы анализа как для познавательной, так и для аффективной сферы.

73
[стр. 69]

стов в узкой области, а с другой современное специальное образование требует общего образования более высокого качества.
Это ставит перед педагогикой различных стран новые проблемы и именно этим, в первую очередь, объясняется ее возросшее внимание к теоретическим проблемам содержания образования.
В этих условиях английские педагоги, не отказываясь от дифференцированного обучения в целом, предлагают ослабить узкую специализацию.
Ставится также вопрос о необходимости исследовать сущность различий между точными целями общего образования и целями передачи специализированных знаний в одной и той же области знания и опыта.
В связи с этим указывается, что если будущий специалист нуждается в детальном знании всех соответствующих понятий, навыков и методов проверки истины, и что в этой сфере его знания и опыт выйдут далеко за пределы повседневных ситуаций, то общее образование не стремится к такому исчерпывающему овладению предметом.
Его задача заключается в том, чтобы ученик в достаточной мере владел каждой формой знания и умел определить ее характер, применить ее основные элементы в условиях повседневной жизни.
Однако, поскольку планирование программ не может игнорировать социальных запросов, предъявляемых к школе, необходима и определенная степень специализированных знаний или навыков в какой-либо ограниченной области.
В
основу подхода к построению учебных программ последовательные педоцентристы кладут два принципа: “Мы учим детей, а не преподаем предметы” и “Обучение должно быть связано с жизнью”.
Наиболее четко педоцентристскую позицию в отношении учебных программ выражает педагог Р.
Моррис.
Он предлагает в целях устранения опасности перегрузки учебных планов при их перестройке перенести основной упор с предметов на так называемые области исследования.
Тенденция к объединению учебных программ может осуществляться разными путями, например, физика, химия, биология образуют курс общего естествознания, история и география курс “общественных наук”.
Программы должны создаваться совместными усилиями учителей [166; 2].
69

[стр.,73]

Выдвинутая Брунером и поддержанная педагогами “экстерналистами” ряда стран концепция сочетания в программах “структурного” и “гуманистического” подходов реализуется в намеченной в свое время Уайтхэдом идее “спиралевидной программы”.
Выдающийся английский философ и педагог А.
Уайтхэд выдвинул мысль о том, что различные учебные предметы и способы их подачи должны соответствовать периодам интеллектуального развития учащихся
[247].
В связи с этим он применил к учебному процессу теорию
“ритма” или “спиралеобразное™ учебного процесса”.
Каждый урок или цикл уроков, по Уайтхэду, включает три стадии: 1)
“схватывание идей” в “незаконченном виде”; 2) анализ фактов и четкость формулировок; 3) обобщение полученных знаний [246, 12].
Обобщение обычно начинает другой цикл: процесс учения идет уже на более высоком уровне, становясь фазой творческого учения.
Видный
представитель педоцентристской педагогики в Англии JI.
Стэнхаус рассматривает учебную программу не как целенаправленную схему приобретения знаний, а как путь приобщения учащихся к культуре, причем он считает, что критерии стандартов знаний должны вырабатываться внутри самой группы [211].
Представители “экстерналистской” педагогики, напротив, придают большое значение строгому планированию программ, полагая,что в этом отношении педагогикой сделано очень мало.
В основу планирования программ они предлагают положить четко сформулированные учебные цели.
“Программы, для того чтобы они были эффективными, обязательно должны вести к последовательному достижению структурно оформленной группы желаемых целей” пишут Р.
Питерс и П.
Херст [128; 70].
Проблема целей заняла в исследованиях последних лет большое место.
Ей посвятили свои работы американские психологи Р.
Мейджер, Р.
Ганье, ее касается в последних работах Брунер.
Общий подход этой группы к проблеме целей, пользующийся сейчас в западной педагогике большим влиянием, выражен в статье западногерманского педагога X.
Тюткена.
Он считает необходи73

[стр.,74]

мым ставить перед учебными программами цели, которые указывали бы на тот тип “окончательной продукции”, которую школа желала бы получить “в соответствии с определенным направлением обучения и уровнем, требуемым от школ различных типов и различных направлений учебы” [240; 143].
В дидактическом плане концепция планирования программ, принятая сейчас не только в США, но и во многих странах Западной Европы, опирается на теорию таксономии учебных целей, разработанную известным американским психологом Б.
Блумом
[81].
Таксономия представляет собой внутренне мотивированную группировку целей учебных программ.
В теории таксономии цели программ рассматриваются в понятиях поведения учащихся и подразделяются на три группы или сферы: познавательную, аффективную и психомоторную.
Однако бихевиористская основа классификации накладывает на концепцию Б.
Блума ряд ограничений: в ней отсутствуют указания на те виды деятельности, которые следует использовать для достижения поставленных целей и предлагаются одинаковые методы анализа как для познавательной, так и для аффективной сферы.

Это осознает ряд английских педагогов.
В целом же таксономия Блума широко признана в Англии как многими педагогамитеоретиками, так и практиками [248].
В последние десятилетия ее применяли к построению учебных курсов в средних школах, в частности, в выпускных классах [195; 13].
Довольно влиятельная группа педагогов педоцентристского направления выступает с критикой идеи детализированного планирования учебного процесса и разработки его конкретных задач.
Позицию этой группы выразил JI.
Стэнхаус: “Мы должны определять содержание обучения, а не его задачи...
модель, ставящая цели в центре учебного процесса, низводит содержание обучения до инструментальной роли” [213; 74].
Полемика между представителями этих двух направлений ведется и по вопросам межпредметных связей и интеграции программ.
Последовательные педоцентристы, которые в основу построения программ кладут “требования ок74

[Back]