135 иностранному языку) и личностно-ориентированных технологий (служащих для реализации гуманистических целей и принципов личностно ориентированного обучения). Ввиду того, что с проблемами поликультурного взаимодействия большинство студентов сталкивается впервые, а также ввиду сложности данных проблем и отсутствия однозначности в их разрешении, в учебном процессе целесообразно применять технологии группового и коллективного взаимодействия. Они основаны на совместной деятельности обучаемых как внутри групп, так и между группами, в результате чего достигается результат, включающий вклад каждого из участников. К преимуществам таких технологий относятся развитие мышления и самосознания студентов, повышение их мотивации, формирование межличностных отношений, приближение учебной деятельности к будущей профессиональной, создание психологически комфортных условий и пр. [81, с. 371]. Таким образом, будет выполняться второе педагогическое условие формирования поликультурных ценностных ориентаций обеспечение субъектной позиции будущих переводчиков посредством моделирования ситуаций, актуализирующих потребность в наращивании поликультурного аксиологического потенциала личности. Деловая игра как педагогическая технология означает системный способ моделирования различных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью. Целью является обучение отдельных лиц и групп принятию решений. Деловая игра позволяет развивать личностный потенциал студентов, выявить их творческие и профессиональные способности. Для большей результативности процесса следует прибегнуть к имитационным (с жёстким моделированием ситуации) и инновационным (открытого типа) играм; играм в бесконфликтных и конфликтных ситуациях; играм с заданными и возникающими по ходу проблемными ситуациями [83, с. 201-207]. Частным случаем деловой игры является ролевая игра, которая определяется как спонтанное поведение обучаемых, их свободная импровизация в рамках определённой ситуации, способ воспроизведения ролевых функций и |
• і Благодаря всем этим видам средств у студентов формируются мотива1 Р , ционно-ценностный и когнитивный компоненты компетентности, а такжел ь коммуникативный блок деятельностного компонента. р I Многие из современных педагогических процессов базируются на тех-к 1 I I ф 4 * нологиях. Педагогическая технология (от греч. хгууц —искусство, мастер-* ф ч ство, умение иХоуос —слово, учение) —это системный способ построения педагогической деятельности, упорядоченная совокупность действии, операции и процедур, которые обеспечивают прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся5условиях образовательного процесса [70, с. 38];4 «г 4 планомерное и последовательное воплощение на практике1заранее спроекти-л I ’ р ь Л , < Ъ * рованного педагогического процесса [160; с. 330]. Для технологии характер-я ны системность, воспроизводимость, результативность [129, с. 168-169]'.4 ^ ■ ф 1 ■ 1 > , С целью; формирования, компетентности будущих, учителей в сфере межкультурного взаимодействия оптимальным являться сочетание предметно ориентированных (направленных на. овладение: знаниями; ' уме-' г 1 *> * * . ' ' ' , * ■ * * * I ' , ' > ниями и навыками* по иностранному языку) и личностное ориентированных технологий (служащих для реализации гуманистических целей*ипринципов л і * * ’ л ; ' I ь личностно ориентированного обучения). . ,* * ' ш J I ► . , ■ 1 * ' ' ’ ' 1 ; 1 ' 4 ’ * ■ * Ввиду того; что с проблемами* межкультурного взаимодействия боль-' ' , * . I. ' ■ ' ' ' 1 ( г ( ( Г 1 1 Л У шинство студентов сталкивается^ впервые;, а.также.ввиду сложности данных ; * * р проблем и отсутствия однозначности; в их: разрешении; в учебном процессе4 * * ' * * * 4 4 * ' * 1 ^ целесообразно, применять технологии группового* и коллективного взаимо-1, I I 1 т ' ► действия. Они основаны, на совместной деятельности, обучаемых как внутри групп, так и между группами, в результате чего*достигается результат, вклюI 4 й чающий вклад каждого из.участииков. К преимуществам таких технологий> Г 1 1 * ь I относятся развитие мышления и?самосознания студентов, повышение их мо, • I ► тивации, формирование межличностных отношений, приближение: учебнойI ш деятельности к. будущей профессиональной, создание психологически ком■ 1 • й * ' ь " н , фортных условий и пр; [129; с. 195-196].. Таким образом будет выполняться1 • Р ш второе педагогическое условие, формирования, компетентности будущего 89 учителя иностранного языка в сфере межкультурного взаимодействия — обеспечение субъектной позиции обучаемых посредством моделирования ситуаций межкультурного взаимодействия и обогащения опыта межкультурного взаимодействия в реальных профессионально-значимых ситуациях. Деловая игра как педагогическая технология означает системный способ моделирования различных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью. Целью является обучение отдельных лиц и групп принятию решений. Деловая игра позволяет развивать личностный потенциал студентов, выявить их творческие и профессиональные способности. Для большей результативности процесса следует прибегнуть к имитационным (с жёстким моделированием ситуации) и инновационным (открытого типа) играм; играм в бесконфликтных и конфликтных ситуациях; играм с заданными и возникающими по ходу проблемными ситуациями [129, с. 201-207]. Частным случаем деловой игры является ролевая игра, которая определяется как спонтанное поведение обучаемых, их свободная импровизация в рамках определённой ситуации [106, с. 103]; способ воспроизведения ролевых функций и установок для воссоздания профессиональных действий и взаимоотношений [129, с. 201]. Эти игры направлены на формирование коммуникативного компонента профессиональной деятельности, стереотипов профессионального поведения, а также на его корректировку, которая определяется взаимодействием с участниками ситуации [129, с. 204]. Исследователи отмечают, что самым простым видом таких игр является игра в парах. Участники могут исполнять как различные, так и равноправные роли. В первом случае у каждого субъекта взаимодействия особая позиция (приглашающий —гость), во втором статусы одинаковые (два участника международной конференции). Особое место занимают игры, в которых участникам нужно играть самих себя и имитировать ситуации межкультурного взаимодействия: обучаемые освобождены от исполнения заданных ролей и могут сосредоточиться на информации, передаваемой друг другу [106, с. 104]. 90 |