172 реальностей и выстраиванию позитивных отношений в соответствии с нормами поликультурности. В. Вагнер, исследовавший процесс восприятия культурных различий с точки зрения личностных преобразований, затрагивающих эмоциональную сферу личности, убедительно показал, что контакт человека с новой культурой проходит волнообразно, повторяя очертания латинской буквы «U». Вследствие этого концепция В.Вагнера стала известна как «U -кривая»/ “U-curve” [27]. Первый этап взаимодействия с новой культурой связан с эмоциональным подъемом, оптимистическими ожиданиями, уверенностью в успешной интеграции в новую культуру. Н.К.Иконникова, анализируя данную концепцию, отмечает, что первый этап опасен возникновением стойких иллюзий, которые являются результатом навязывания преувеличенно позитивного отношения к достижениям других культур [53, с. 12]. Второй этап характеризуется понятием «культурный шок», которое было введено в научный обиход К. Обергом для описания дезориентированного состояния индивида при вхождении его в среду иной культуры. В. Вагнер объясняет культурный шок как результат несоответствия ожиданий и затруднением личностной идентичности, что зачастую выражается во враждебном настрое по отношению к представителям другой культуры, депрессии, тревожности, раздражительности и т.д. Культурный шок характеризуется как негативное явление. Однако Т.Г. Стефаненко считает важным обращать внимание на позитивный аспект данного явления, который заключается в том, что преодоление первоначального дискомфорта способствует саморазвитию и личностному росту [3, с.56]. Третий этап взаимодействия человека с новой культурой характеризуется адекватным пониманием происходящего и реалистичной оценкой ситуации и наступает только в случае преодоления культурного шока [3, с. 58]. Сопоставляя этапы личностных преобразований, описанные В. Вагнером и этапы осознания культурных различий, выделенные М. Беннетом, мы принимаем точку зрения Л.В. Меглинской, предполагающей, что приобщение к чу |
как к динамически развивающемуся процессу, что создает условия для развития альтернативных коммуникативных умений и поведенческих моделей. Интеграция, наивысший этап, означает формирование мультикультурной личности, готовой принимать множество существующих культурных реальностей и выстраивать позитивные отношения в соответствии с культурными нормами. В. Вагнер исследовал процесс принятия культурных различий с точки зрения личностных преобразований, затрагивающих эмоциональную сферу человека. Он доказал, что контакт человека с новой культурой проходит волнообразно, повторяя очертания латинской буквы «и», вследствие чего вся его концепция стала известна как «и -кривая»/ “и-сигуе” [62]. Первый этап взаимодействия с новой культурой связан с эмоциональным подъемом, оптимистическими ожиданиями, уверенностью в успешной интеграции в новую культуру. Н.К.Иконникова, анализируя данную концепцию, отмечает, что первый этап опасен возникновением стойких иллюзий, которые являются результатом навязывания преувеличенно позитивного отношения к достижениям других культур [127]. Второй этап характеризуется понятием «культурный шок», которое было введено в научный обиход К. Обергом для отражения дезориентированного состояния индивида при вхождении его в среду иной культуры. В. Вагнер понимает культурный шок как результат несоответствия ожиданий и затруднением личностной идентичности, что зачастую выражается во враждебном настрое по отношению к представителям другой культуры, в депрессии, тревожности, раз4 дражительности и т.д. Как правило, культурный шок характеризуют как негативное явление. Однако Т.Г. Стефаненко считает важным обращать внимание на позитивный аспект данного явления, который заключается в том, что преодоление первоначального дискомфорта способствует саморазвитию и личностному росту [310]. Третий этап взаимодействия человека с новой культурой характеризуется адекватным пониманием происходящего и реалистичной оценкой ситуации и наступает только в случае преодоления культурного шока [62]. 88 |