Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 21]

21 осознаются только в произведениях культуры, они связаны с конкретной эпохой, типом культуры и общества и не являются только выражением ориентаций индивидов на определенные предметы окружающей реальности.
Поэтому задача исследователя, указывает философ, заключается не в обобщении разнообразных
событий а, напротив, в выделении из бесконечного многообразия того своеобразного, специфического, что могло бы характеризовать какое-нибудь социокультурное явление как индивидуум.
По Риккерту, критерием, а точнее сказать инструментарием диагностицирования
специфического, является метод отнесения к «ценности», благодаря чему более выпуклым представляется различие культурных и природных явлений.
«Чтобы еще яснее выявить все своеобразие этого различия, писал Риккерт, мы вполне определенно назовем теперь исторически-индвидуализирующий метод методом отнесения к ценности, в противоположность естествознанию, устанавливающему закономерные связи и игнорирующему культурные ценности и отнесение к ним своих объектов»
[27,с.
6].
В этот же период времени (середина XIX столетия) произошло размежевание понятий «ценность» и «стоимость», ранее несших в себе адекватную смысловую нагрузку.
«Если в политэкономии стоимость является порождением труда, то в философии ценность направлена на будущее и имеет значение для достижения какой-либо цели и тем самым как бы отдаляется от действительности», отмечают исследователи
[27,с.8].
В последующие годы, в связи с развитием более специальных философских наук об обществе и человеке (философии о религии, философии права, этики; эстетики и др.) все более стала чувствоваться недостаточность только гносеологического и социологического подходов к различным сторонам жизнедеятельности людей.
Во вновь появившихся отраслях философского знания значительно возросла роль нормативно ценностных суждений, выражающих не только причинно-следственные связи, но и ценностные отношения людей к объективной действительности.
«В ценностном отношении существенна не столько объективная природа предметов, явлений действительности, сколько их значение (ценность) для субъекта деятельности, например, способность предметов, удовлетворять какую-то потребность.
Стало
[стр. 12]

14 Глава 1 ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ * а 1.1.
Ценностная парадигма в философии и социологии Учение о ценности получило свое развитие в середине XIX века.
Само понятие «ценность» как эстетическую и этическую категорию впервые ввел в научный оборот немецкий философ, врач и естествоиспытатель Р.Г.Лотце, выделивший три сферы: действительность, истинность и ценность.
Последнюю он отождествлял со значимостью, которую обретает познаваемая действительность по отношению к человеку.
В дальнейшем аксиология в качестве особой ветви философии разрабатывается в трудах неокантианцев (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), совершенствуется в сочинениях представителей немецкой феноменологии (М.Шеллер, Н.Гартман и др.).
«Во всех явлениях культуры, — писал Риккерт, — мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком; и наоборот, все, что возникло и выросло само по себе может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям, а если оно и на самом деле есть не что иное, как природа, то должно быть рассматриваемо таким образом» (260, 53).
Следовательно, по Риккерту, ценности осознаются только в произведениях культуры, они связаны с конкретной эпохой, типом культуры и общества и не являются только выражением ориентаций индивидов на определенные предметы окружающей реальности.
Поэтому задача исследователя-историка, указывает философ, заключается не в обобщении разнообразных
исторических событий а, напротив, в выделении из бесконечного многообразия того своеобразного, специфического, что могло бы характеризо-щ вать какое-нибудь явление, в целом, как исторический индивидуум.
По Риккерту, критерием, а точнее сказать инструментарием диагностицирования
специ#

[стр.,13]

15 фического, является метод отнесения к «ценности», благодаря чему более выпуклым представляется различие культурных и природных явлений.
«Чтобы еще яснее выявить все своеобразие этого различия, — писал Риккерт, — мы вполне определенно назовем т*еперь исторически-индвидуализирующий метод методом отнесения к ценности, — в противоположность естествознанию, устанавливающему закономерные связи и игнорирующему культурные ценности и отнесение к ним своих объектов»
(260, 127).
В этот же период времени (середина XIX столетия) произошло размежевание понятий «ценность» и «стоимость», ранее несших в себе адекватную смысловую нагрузку.
«Если в политэкономии стоимость является порождением труда, то в философии ценность направлена на будущее и имеет значение для достижения какой-либо цели и тем самым как бы отдаляется от действительности», — отмечают исследователи
(И.Витаньи).
В последующие годы, в связи с развитием более специальных философских наук об обществе и человеке (философии о религии, философии права, этики; эстетики и др.) все более стала чувствоваться недостаточность только гносеологического и социологического подходов к различным сторонам жизнедеятельности людей.
Во вновь появившихся отраслях философского знания значительно возросла роль нормативно ценностных суждений, выражающих не только причинно-следственные связи, но и ценностные отношения людей к объективной действительности.
«В ценностном отношении существенна нестолько объективная природа предметов, явлений действительности, сколько их значение (ценность) для субъекта деятельности, например способность предметов удовлетворять какую-то потребность.
Стало
быть, возникла нужда в аксиологическом (социально-ценностном) подходе к явлениям, дополняющим гносеологический и социологический подходы», — утверждают философы (216,4).
Следует отметить, что в российской философии также существовало аксиологическое направление, получившее особенное развитие со второй поло

[Back]