Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 25]

25 дача, требующая строго логического анализа, научного мировоззрения.
Ведь картина иерархии ценностей призвана помочь выработать стратегию и тактику человеческой деятельности.
В истории философии сохранилось немало ценностных иерархических систем, отражающих саму суть исторического времени.
Наиболее типичным примером может служить иерархия ценностей, предложенная философом Максом Шеллером.
Он выстроил свою систему следующим образом: — ряд ценностей приятного и неприятного.
Этим ценностям соответствуют ощущения удовольствия и боли; — ряд ценностей витального чувствования.
В качестве состояния здесь выступают «модусы» жизненного чувства (чувства здоровья и болезней, силы и
усталости), а в качестве инстинктивных ответных реакций — отвага, страх, импульс мести, гнев; — ряд ценностей духовного качества, особенностью которых является оторванность от всей сферы телесного, отрешенность от окружающего мира.
При чувствовании этих ценностей выступает явная необходимость приносить им в жертву жизненные блага.
По мнению М.
Шеллера ценности по своей природе распадаются на две группы положительные и отрицательные.
Часть исследователей считает, что
само понятие «ценность» уже обладает положительной характеристикой, ибо ценность со знаком минус абсурдна.
Речь идет, по-видимому, о значениях ценности.
Ведь на ценностной шкале значений плюс и минус простираются до
абсолютных значений, но без отношения к человеку, они ни полезны, ни вредны, а ценностями становятся, лишь приобретая общественные свойства, будучи вовлеченными, в общественную практику.
Ценность объективна по характеру, она может существовать и вне сознания личности.
Личность, очевидно, не всегда воспринимает всю совокупность объективных ценностей,
поэтому в первую очередь здесь нужно говорить об уровне усвоения, принятия, субъективирования личностью этих ценностей.
По мнению отечественного философа В.П.Тугаринова, «решение проблемы ценностей, если оно хочет быть эффек
[стр. 17]

19 потребность» (9, 40).
В ряде других философских работ (В.В.Сержантов, В.Ф.Москаленко и др.) ценность трактуется как то, что направлено в будущее и имеет значение для достижения какой-либо цели или как предмет потребностей человека.
Наряду с самыми различными суждениями о природе ценности существуют мнения о том, что «принятые в литературе различные определения ценностей как значимого или должного, нормы или идеала, как предмета всякого интереса, предпочтения или оценки, на самом деле не противоречат друг другу, поскольку входят на разных уровнях в целостную структуру ценности и проявляются соответствующим образом в зависимости от ситуации» (73,22).
Таким образом, несмотря на различие в формулировках определения «ценности», философы единодушны в одном — деятельность человека обладает аксиологическими свойствами.
Одной из ведущих проблем, с которыми сталкиваются исследователи теории ценностей, является иерархизация таковых.
Ориентирование в мире ценностей, выдвижение на вершину иерархической лестницы доминирующей ценности, которой должны быть подчинены все остальные —довольно сложная задача, требующая строго логического анализа, научного мировоззрения.
Ведь картина иерархии ценностей призвана помочь выработать стратегию и тактику человеческой деятельности.
В истории философии сохранилось немало ценностных иерархических систем, отражающих саму суть исторического времени.
Наиболее типичным примером может служить иерархия ценностей, предложенная философом Максом Шеллером.
Он выстроил свою систему следующим образом: — ряд ценностей приятного и неприятного.
Этим ценностям соответствуют ощущения удовольствия и боли; — ряд ценностей витального чувствования.
В качестве состояния здесь выступают «модусы» жизненного чувства (чувства здоровья и болезней, силы и


[стр.,18]

20 усталости), а в качестве инстинктивных ответных реакций — отвага, страх, импульс мести, гнев; — ряд ценностей духовного качества, особенностью которых является оторванность от всей сферы телесного, отрешенность от окружающего мира.
При чувствовании этих ценностей выступает явная необходимость приносить им в жертву жизненные блага.
По мнению М.
Шеллера ценности по своей природе распадаются на две группы — положительные и отрицательные.
Часть исследователей считает, что
1 само понятие «ценность» уже обладает положительной характеристикой, ибо ценность со знаком минус абсурдна.
Речь идет, по-видимому, о значениях ценности.
Ведь на ценностной шкале значений плюс и минус простираются до
абсолютна, но без отношения к человеку ни полезны, ни вредны.
Ценностями они становятся лишь приобретая общественные свойства, будучи вовлеченными в общественную практику.
Ценность объективна по характеру, она может существовать и вне сознания личности.
Личность, очевидно, не всегда воспринимает всю совокупность объективных ценностей.

В первую очередь здесь нужно говорить об уровне усвоения, принятия, субъективирования личностью этих ценностей.

В этой связи, по мнению В.П.Тугаринова, «решение проблемы ценностей, если оно хочет быть эффективным, а не формальным должно быть тесно связано с решением проблем личности, с изучением личных ценностей и с воздействием на последние, то есть воспитанием» (294, 12).
Ведь в ряде случаев личность остается невосприимчивой, глухой к ценностям, предлагаемым обществом, а иногда чрезвычайно интенсивно усваивает ценности, которые ей общество не очень предлагает или не предлагает вовсе.
Поэтому вопрос выяснения закономерностей функционирования и усвоения личностью тех или иных ценностей актуален во все времена.
Философы отмечают, что субъективная иерархия ценностей никогда не бывает просто пассивным отражением иерархии объективной, ибо субъект с помощью таковой творчески осуществляет свои ценно

[Back]