Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 27]

27 чают ценности наличные, существующие реально, актуальные и ценности идеальные, потенциальные.
В.Брожик, анализируя аксиологическую литературу выделяет основные типологии ценностей, весьма точно определив классификационные признаки, оставив другим лишь возможность варьировать в рамках описанного.
«Вопервых, ценности материальные и духовные.
Во-вторых, ценности
действительные и воображаемые или возможно «концептуальные» ценности.
Втретьих, по происхождению и характеру выполняемых функций ценности можно
делить на первичные, вторичные и третичные, например: биологические потребности, средства труда, средства коммуникации.
В-четвертых, исходя из генезиса потребностей, различаются априорные и апостериорные ценности.
Впятых, с временной точки зрения ценности можно разделить на нынешние, прошлые и будущие.
В-шестых, можно выделить финальные и инструментальные ценности.
В-седьмых, деление ценностей на утилитарные, эстетические, правовые, религиозные и т.д.»
[27, с.11].
В процессе установления значимости предметов и явлений окружающей реальности человек подвергает ценность оценке, то есть осознает степень соответствия данного предмета своим потребностям и возможность их удовлетворения в наличной ситуации.
Оценивающая способность сознания присуща только человеку, который строит свои отношения с окружающей средой с позиций личных и общественных интересов.
Существуя объективно ценность, подвергается оценке со стороны социального субъекта, где знание о ценностном объекте совмещается со знанием об отношении человека нему.
Лишь признаваемая ценность способна выполнять функцию ориентира поведения.
В отличие от ценности и ценностного отношения существующих субъективно, оценки и оценочные суждения всегда объективны.
Оценка, данная предмету или явлению конкретным индивидом, индивидуальна, а потому оценок одного и того же объекта может быть столько, сколько существующих оценивающих субъектов.
Реальной основой разнообразия оценок одного и того же объекта являются специфические потребности и интересы, индивидуальная природа
[стр. 19]

21 стные проекты.
В 1970-х годах, несмотря на бурные дискуссии, в среде советских философов так и не было достигнуто единства в определении ценности и природы ценностного отношения.
Одна группа философов, начиная с В.П.Тугаринова, считает, что свойства предмета не зависят от субъекта, но, в то же время, ценности содержат и субъективный момент, так как взаимосвязаны с интересами и потребностями людей.
При данном подходе учитывались конкретно-историческая деятельность субъекта, его активность, классовая принадлежность, партийность и т.д.
Другая группа исследователей (М.В.Демин, A.М.Коршунов, Л.Н.Столович) доказывает, что ценность носит объективный, всеобщий характер.
Для определения природы ценностей необходима классификация, дающая так же возможность конструирования послушных ценностных систем, отвечающих интересам тех или иных социальных групп.
В нашей стране одним из первых классифицировал все ценности B.П.Тугаринов, разделив их «на материальные, социально-политические, духовные, где человек представлен как высшая ценность бытия» (294,29).
О.Г.Дробницкий считает лучшим вариантом классификацию ценностей не по их естественным свойствам, а по отношению к человеку и его потребностям, так как всякий «предмет, попадающий в поле зрения человека, есть одновременно предмет естественный и социальный» (251, 31).
По его мнению, различают ценности наличные, существующие реально, актуальные и ценности идеальные, потенциальные.
В.Брожик, анализируя аксиологическую литературу выделяет основные типологии ценностей, весьма точно определив классификационные признаки, оставив другим лишь возможность варьировать в рамках описанного.
«Вопервых, ценности материальные и духовные.
Во-вторых, ценности
действиР тельные и воображаемые или возможно «концептуальные» ценности.
Втретьих, по происхождению и характеру выполняемых функций ценности мож


[стр.,20]

22 но делить на первичные, вторичные и третичные, например: биологические потребности, средства труда, средства коммуникации.
В-четвертых, исходя из генезиса потребностей различаются априорные и апостериорные ценности.
Впятых, с временной точки зрения ценности можно разделить на нынешние, прошлые и будущие.
В-шестых, можно выделить финальные и инструментальные ценности.
В-седьмых, деление ценностей на утилитарные, эстетические, правовые, религиозные и т.д.»
(54, 188).
В процессе установления значимости предметов и явлений окружающей реальности человек подвергает ценность оценке, то есть осознает степень соответствия данного предмета своим потребностям и возможность их удовлетворения в наличной ситуации.
Оценивающая способность сознания присуща только человеку, который строит свои отношения с окружающей средой с позиций личных и общественных интересов.
Существуя объективно ценность подвергается оценке со стороны социального субъекта, где знание о ценностном объекте совмещается со знанием об отношении человека нему.
Лишь признаваемая ценность способна выполнять функцию ориентира поведения.
В отличие от ценности и ценностного отношения существующих субъективно, оценки и оценочные суждения всегда объективны.
Оценка, данная предмету или явлению конкретным индивидом, индивидуальна, а потому оценок одного и того же объекта может быть столько, сколько существующих оценивающих субъектов.
Реальной основой разнообразия оценок одного и того же объекта являются специфические потребности и интересы, индивидуальная природа
субъекта.
Оценки могут быть определены с позиций истинности и ложности, что делает их еще более относительными, чем ценности, но это отнюдь не ознаI чает полной произвольности оценки.
В то же время в результате повторения подтверждения оценок складываются нормы и принципы определенной социальной группы, всего общества, которые представляют собой устойчивые в их воздействии на человека оценки.
Ценность и оценка как две категории, выра

[Back]