Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 28]

28 субъекта.
Оценки могут быть определены с позиций истинности и ложности, что делает их еще более относительными, чем ценности, но это отнюдь не
означает полной произвольности оценки.
В то же время в результате повторения подтверждения оценок складываются нормы и принципы определенной социальной группы, всего общества, которые представляют собой устойчивые в их воздействии на человека оценки.
Ценность и оценка как две категории, выражающие
практическое взаимодействие субъекта и объекта, взаимоопределяют друг друга.
Именно при их взаимодействии рождается оценочное суждение в качестве установления ценности.
Приобщаясь к историко-культурному опыту, человек может найти уже
готовую, исторически сложившуюся систему ценностей и, оценив ее принять как данность, как руководство к дальнейшему действию.
Таким образом, происходит как бы развертывание ценностных форм из социальной памяти в социальную программу.
Сначала осуществляется фиксация ценностного опыта, то есть охватывается простейшая суть оценки, он включается в сферу сознания, интерпретируется.
После такого ценностного осмысления мира аксиологический опыт трансформируется, переводится из объективированной человеческой деятельности в живую деятельность.
На основании знания о характере оценки и ее субъекта можно сделать выводы (с определенными коррективами) о ценностных ориентациях личностисубъекта оценки,
что очень важно для нашего исследования.
«Ценностные ориентации служат своеобразным фильтром, сквозь который проникают только те оценки, основания которых образуют ценностные ориентации близкие или тождественные ценностным ориентациям субъекта»
[27,с.
12].
Приведенные мнения исследователей позволяют увидеть, что выбор ценностей, создание их систем детерминированы следующим: а) познаны ли они субъектом; б) познаны, но не признаны и тогда сознательно не осваиваются; в) признаны, но не желательны с точки зрения индивидуальной направленности желаний, идеалов и целей; г) признаны и сознательно не осваиваются.
Таким образом, основные положения теории ценностей в философии позволяют нам сделать следующие выводы:
[стр. 20]

22 но делить на первичные, вторичные и третичные, например: биологические потребности, средства труда, средства коммуникации.
В-четвертых, исходя из генезиса потребностей различаются априорные и апостериорные ценности.
Впятых, с временной точки зрения ценности можно разделить на нынешние, прошлые и будущие.
В-шестых, можно выделить финальные и инструментальные ценности.
В-седьмых, деление ценностей на утилитарные, эстетические, правовые, религиозные и т.д.» (54, 188).
В процессе установления значимости предметов и явлений окружающей реальности человек подвергает ценность оценке, то есть осознает степень соответствия данного предмета своим потребностям и возможность их удовлетворения в наличной ситуации.
Оценивающая способность сознания присуща только человеку, который строит свои отношения с окружающей средой с позиций личных и общественных интересов.
Существуя объективно ценность подвергается оценке со стороны социального субъекта, где знание о ценностном объекте совмещается со знанием об отношении человека нему.
Лишь признаваемая ценность способна выполнять функцию ориентира поведения.
В отличие от ценности и ценностного отношения существующих субъективно, оценки и оценочные суждения всегда объективны.
Оценка, данная предмету или явлению конкретным индивидом, индивидуальна, а потому оценок одного и того же объекта может быть столько, сколько существующих оценивающих субъектов.
Реальной основой разнообразия оценок одного и того же объекта являются специфические потребности и интересы, индивидуальная природа субъекта.
Оценки могут быть определены с позиций истинности и ложности, что делает их еще более относительными, чем ценности, но это отнюдь не
ознаI чает полной произвольности оценки.
В то же время в результате повторения подтверждения оценок складываются нормы и принципы определенной социальной группы, всего общества, которые представляют собой устойчивые в их воздействии на человека оценки.
Ценность и оценка как две категории, выра


[стр.,21]

23 жающие практическое взаимодействие субъекта и объекта, взаимоопределяют друг друга.
Именно при их взаимодействии рождается оценочное суждение в качестве установления ценности.
Приобщаясь к историко-культурному опыту человек может найти уже
готоЬую, исторически сложившуюся систему ценностей и оценив ее принять как данность, как руководство к дальнейшему действию.
Таким образом, происходит как бы развертывание ценностных форм из социальной памяти в социальную программу.
Сначала осуществляется фиксация ценностного опыта, то есть охватывается простейшая суть оценки, он включается в сферу сознания, интерпретируется.
После такого ценностного осмысления мира аксиологический опыт трансформируется, переводится из объективированной человеческой деятельности в живую деятельность.
На основании знания о характере оценки и ее субъекта можно сделать выводы (с определенными коррективами) о ценностных ориентациях личности —субъекта оценки.

«Ценностные ориентации служат своеобразным фильтром, сквозь который проникают только те оценки, основания которых образуют ценностные ориентации близкие или тождественные ценностным ориентациям субъекта»
(235, 21).
Приведенные мнения иследователей позволяют увидеть, что выбор ценностей, создание их систем детерминированы следующим: а) познаны ли они субъектом; б) познаны, но не признаны и тогда сознательно не осваиваются; в) признаны, но не желательны с точки зрения индивидуальной направленности желаний, идеалов и целей; г) признаны и сознательно не осваиваются.
Зафиксировано, что «там, где ценности общественно не прочны, там, где сегодня действительно одно, а завтра — другое, а также там, где суть толкования одного и того же явления дома и в школе расходится, там человек скорее определяет, что для него неприемлемо как идеал жизни, ибо положительные ценности в сложившейся ситуации слишком шатки для серьезного понимания поведения» (Я.
Гудечек).

[Back]