Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 34]

34 удается обоснованно исключить из перечня.
Содержание этих ценностей может быть различным, но уже помогает отличить разные профессиональные группы.
Функции данного элемента связаны с формированием ценностного резерва, но не первого эшелона, поскольку названные ценности редко выдвигаются в центр системы ценностей.
Третий элемент системы, по мнению исследователя, это «центр», ядро, в котором концентрируется некая, достаточно определенная, жестко организованная, связанная совокупность ценностей из этой системы.
Это и есть «ценности — предпочтения».
Четвертый элемент — периферия, для которой характерна менее выраженная организация, поскольку индивид не стремится, не ощущает необходимости ее упорядочить.
«Она представляет резерв первого
эшелона.
Именно периферийные компоненты перемещаются в центр при существенном изменении объективных и субъективных условий целеполагания»
[27, с.
16].
Анализ диспозиционно-иерархической структуры личности; в частности, системы ценностей, механизмов их взаимодействия и перемещения, проведенный Н.Ф.Наумовой помогает рассмотреть вопросы регуляции социального поведения, особенно такой важной составляющей, как формирование ценностных основ профессионального мастерства.
Проведенная социологами 70—80-х годов
XX века научноисследовательская работа подготовила мощный фундамент для последующих исследований с позиций ценностного подхода.
По мнению Ю.М.
Письмака и П.И.
Смирнова, названный подход «открывает некоторые перспективы в моделировании социальных систем».
Суть его, с точки зрения авторов, «вкратце заключается в том, что человек как социальное существо (личность) может иметь только одну ценность, которая называется «социальная значимость».
Понимать это выражение рекомендуется в качестве «способности человека оказывать влияние на ход дел в сообществе.
Люди стремятся к социальной значимости, избегая социального ничтожества, оно является основным стимулом деятельности людей как социальных существ.
Отдельные люди способны выбрать в качестве основной какую-то другую ценность, но в таком случае они отказываются от своей социальной природы»
[27, с.
16].
Предполагается, что на уровне обы
[стр. 27]

лее устойчива, чем социальные установки на отдельные социальные объекты или ситуации.
Высший диспозиционный уровень образует система ценностных ориентацией на цели жизнедеятельности и средства их достижения.
Логично допустить, что формирование ценностных ориентацией отвечает самым важным социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении, притом в социально-конкретных, исторически обусловленных формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни общества и социальных групп, к которым принадлежит индивид и с которыми он себя идентифицирует, а, следовательно, мировоззрение, идеологию и образ мыслей которых он разделяет.
В.А.Ядов отмечает, что наличие в описанной выше системе четырех уровней не бесспорно.
Помимо ценностных ориентацией на высшем уровне, возможно, следует выделять особое диспозиционное образование — «концепцию жизни».
Н.Ф.Наумова, анализируя диспозиционно-иерархическую систему личности, предложенную В.А.Ядовым видит в ней четыре основных элемента ценностной структуры, эмпирически определяя их по частоте упоминания.
Первый элемент слабо дифференцирует людей, являясь предпосылкой для создания собственной ценностной системы.
Второй элемент представляет собой некоторый «хвост» из наименее часто употребляемых ценностей, которые, однако, не удается обоснованно исключить из перечня.
Содержание этих ценностей может быть различным, но уже помогает отличить разные профессиональные группы.
Функции данного элемента связаны с формированием ценностного резерва, но не первого эшелона, поскольку названные ценности редко выдвигаются в центр системы ценностей.
Третий элемент системы, по мнению исследователя, это «центр», ядро, в котором концентрируется некая, достаточно определенная, жестко организованная, связанная совокупность ценностей из этой системы.
Это и есть «ценности — предпочтения».
Четвертый элемент — периферия, для которой характерна менее выраженная организация, поскольку индивид не стремится, не ощущает необходимости ее упорядочить.
«Она представляет резерв пер


[стр.,28]

вого эшелона.
Именно периферийные компоненты перемещаются в центр при существенном изменении объективных и субъективных условий целеполагания»
(224, 130-132).
Анализ диспозиционно-иерархической структуры личности; в частности, системы ценностей, механизмов их взаимодействия и перемещения, проведенный Н.Ф.Наумовой помогает рассмотреть вопросы регуляции социального поведения, особенно такой важной составляющей, как формирование ценностных основ профессионального мастерства.
Проведенная социологами 70—80-х годов
научно-исследовательская работа подготовила мощный фундамент для последующих исследований с позиций ценностного подхода.
По мнению Ю.М.Письмака и П.И.Смирнова, названный подход «открывает некоторые перспективы в моделировании социальных систем».
Суть его, с точки зрения авторов, «вкратце заключается в том, что человек как социальное существо (личность) может иметь только одну ценность, которая называется «социальная значимость».
Понимать это выражение рекомендуется в качестве «способности человека оказывать влияние на ход дел в сообществе.
Люди стремятся к социальной значимости, избегая социального ничтожества, оно является основным стимулом деятельности людей как социальных существ.
Отдельные люди способны выбрать в качестве основной какую-то другую ценность, но в таком случае они отказываются от своей социальной природы»
(248, 182).
Предполагается, что на уровне обыденного сознания люди плохо понимают свое подлинное стремление и стремятся к конкретным ценностям, доступным восприятию обычного человека.
«Мещанин,считает В.Н.Сагатовский, смотрит на мир как престижно используемую вещь; престижное потребление вот его доминантная ценностная ориентация» (269, 43).
Если люди хотят выжить, то должны научиться приобретать социальную значимость через ее духовные модусы.
«Это означает, что рыночной цивилизации необходимо будет перестраивать иерархию своих фундаментальных ценностей.
В России не видится больших оснований к тому, что в ней в качестве до30

[Back]