Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 42]

42 шей мере приобщает учащегося к бытийным ценностям, то есть помогает стать ему более честным, хорошим (в смысле ценности «добро»), красивым, интегрированным и.т.д.»[69, с.138-139].
В психологии, как и других науках, предпринимаются попытки классификации ценностей.
Наиболее удачной, на наш взгляд является конструкция, предложенная известным психологом В.Франклом.
Рассуждая над вопросом о смысле жизни, ученый выдвинул три категории ценностей.
«Ценности первой категории созидательные, актуализирующиеся в действии.
Ценности второй категории — переживания, реализуются в (относительно) пассивном принятии мира (например, природы или искусства) нашим сознанием.
Ценности
отношения, актуализируются всюду, где индивид сталкивается с чем-либо, навязанным судьбой, чего изменить уже нельзя».
По мнению именитого
ученого, «из того, каким образом человек принимает печальные «подарки» судьбы, как он ассимилирует все трудности в своей душе, проистекает неисчислимое множество потенциальных ценностей»[27, с.22].
Ценности соединяются таким образом, что в результате формируется конкретная специфическая задача данного индивида.
Это соединение, делится своими размышлениями
В.Франки, придает ценностям ту неповторимость, в которой каждый человек видит серьезное и понастоящему убедительное обращение к нему лично — и ни к кому другому.
До тех пор пока он не познает, что именно определяет единственность и принципиальную неповторимость его собственного существования, он не сможет ощутить выполнение своей жизненной задачи персонально обязательным и
неотделимым элементом собственной судьбы» [27, с.
21].
Таким образом, в психологии ценность, ценностная ориентация — важный структурный компонент личности, играющий в ее жизнедеятельности организующую, направляющую и регулятивную роль.
Понятие ценности в психологической трактовке тождественно некоторому комплексу психических явлений, которые хотя и обозначаются различно, но семантически однопорядковы.
Ценностная ориентация-это элемент структуры личности,
работающий на сознательном уровне, определяющий генеральную линию жизни человека.
[стр. 36]

38 фиксированных установок, противоречащих сознательному решению.
Человек в сложившейся ситуации как бы преодолевает внутреннее сопротивление и в зависимости от успеха (неуспеха) волевого поведения формируется система ценностных ориентаций личнойти.
Л.И.Божович ссылается на «опыт, показывающий, что моральное поведение не всегда осуществляется на сознательном уровне.
Часто человек действует под влиянием непосредственного“'нравственного побуждения и даже вопреки сознательно принятому решению.
Есть люди, которые поступают нравственно, не думая при этом ни о нравственных нормах, ни о моральных правилах и не принимая никакого специального решения.
Такие люди, поставленные обстоятельствами перед необходимостью поступить безнравственно и даже приняв соответствующее решение, подчас не могут преодолеть непосредственно возникающее у них нравственное сопротивление.
Анализ такого поведения показывает, что оно побуждается либо нравственными чувствами, которые сформировались помимо сознания ребенка, непосредственно в практике его общения с другими людьми, либо мотивами которые раньше были опосредованы сознанием, а затем уже на основе практики поведения приобрели непосредственный характер»(166).
Другими словами можно сказать, что управление поведением человека осуществляется на двух уровнях: уровне фиксированных установок, сконцентрировавших в себе бессознательный филогенетический и онтогенетический опыт и уровне ценностных ориентаций.
Это тот же опыт, но освещенный сознанием.
В психологии как и других науках предпринимаются попытки классификации ценностей.
Наиболее удачной, на наш взгляд является конструкция, предложенная известным психологом В.Франклом.
Рассуждая над вопросом о смысле жизни, ученый выдвинул три категории ценностей.
«Ценности первой категории созидательные, актуализирующиеся в действии.
Ценности второй категории — переживания, реализуются в (относительно) пассивном принятии мира (например, природы или искусства) нашим*сознанием.
Ценности
отношеЛ

[стр.,37]

39 ния, актуализируются всюду, где индивид сталкивается с чем-либо, навязанным судьбой, чего изменить уже нельзя».
По мнению именитого
психолога, «из того, каким образом человек принимает печальные «подарки» судьбы, как он ассимилирует все трудности в свбей душе, проистекает неисчислимое множество потенциальных ценностей»(302, 221).
Ценности соединяются таким образом, что в результате формируется конкретная специфическая задача данного индивида.
Это соединение, делится своими размышлениями
В.Франкл, придает ценностям ту неповторимость, в которой каждый человек видит серьезное и понастоящему убедительное обращение к нему лично — и ни к кому другому.
До тех пор пока он не познает, что именно определяет единственность и принципиальную неповторимость его собственного существования, он не сможет ощутить выполнение своей жизненной задачи персонально обязательным и
неотде1 лимым элементом собственной судьбы» (302, 221).
Таким образом, в психологии ценность, ценностная ориентация — важный структурный компонент личности, играющий в ее жизнедеятельности организующую, направляющую и регулятивную роль.
Понятие ценности в психологической трактовке тождественно некоторому комплексу психических явлений, которые хотя и обозначаются различно, но семантически однопорядковы.
Ценностная ориентация — это элемент структуры личности, работающий на сознательном уровне, определяющий генеральную линию жизни человека.

В педагогике проблема ценностей и ценностных ориентаций также является объектом пристального внимания исследователей.
К настоящему времени сложилось целое направление — педагогическая аксиология, главной задачей которой является преобразование знаний в убеждения, их опосредование установками и ценностными ориентациями.
В соответствии с данной задачей и определены содержательные компоненты, такие как «демонстрация многообразия сосуществующих систем ценностных ориентаций, реальный плюрализм устремлений людей, взаимодействующих в процессе воспитания; разработка и

[стр.,301]

302 ло установить их значимость в социально-профессиональном самоопределении молодежи, дальнейшем профессиональном становлении личности.
В социологии выявлено более «ста дефиниций ценности» (А.А.Ручка), что говорит о существующих разногласиях в её трактовании.
Тем не менее, ценностные ориентации признаны доминирующим элементом в реализации целесообразного поведения, в том числе и профессионально—педагогического (В.Л.Оссовский).
Результаты философско-социологического анализа позволили применить само понятие «ценность» в дальнейшей работе.
Рассмотрение современных психолого-педагогических проблем, посвященных аксиологическим аспектам обучения и воспитания подтверждает данные выводы.
Пролонгированные из философии они адекватно отразились в ходе учебно-* воспитательного процесса.
Ведущие ученые на протяжении десятилетий довольно успешно решали задачи, связанные с ценностной проблематикой.
Понятие ценности в его психологической трактовке тождественно некоторому комплексу психических явлений, которые, хотя терминологически и обозначаются различно, но семантически однопорядковы (значимость, личностный смысл, установка, отношение и т.д.).
Ценностные ориентации признаны психологами ведущими элементами в мотивации человеческих поступков, реализации поведенческих программ, при этом даже диагностицированы психофизиологические механизмы их зарождения и развития.
Следует отметить, что в структуре личности место ценностным ориентациям отводится в направленности, отмечена непосредственная связь с другими компонентами личности («позиция»-Л.И.Божович, «убеждения»Г.Е.Залесский, «воля»В.П.Иванников и др.).
В психологии как и в других науках не существует единого определения понятия «ценность», «ценностная ориентация», разработаны классификации по различным системообразующим признакам.
Исследователями — психологами сделан важный вывод, что ценностная ориентация — это элемент структуры личности, функционирующий на сознательном уровне и определяющий генеральную линию жизни человека.

[Back]