Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 43]

43 В педагогике проблема ценностей и ценностных ориентаций также является объектом пристального внимания исследователей.
К настоящему времени сложилось целое направление педагогическая аксиология, главной задачей которой является преобразование знаний в убеждения, их опосредование установками и ценностными ориентациями.
В соответствии с данной задачей и определены содержательные компоненты, такие как «демонстрация многообразия сосуществующих систем ценностных ориентаций, реальный плюрализм устремлений людей, взаимодействующих в процессе воспитания; разработка и
обоснование системы методических процедур, позволяющих выявлять и учитывать реально сложившиеся системы ценностных ориентаций; разработка и обоснование научно-методического инструментария, позволяющего вскрыть системы диспозиций, реально регулирующих интерперсональные отношения» [27, с.23].
Все выдающиеся педагогические системы прошлого также содержали в качестве важнейшего компонента раздел о целях и ценностях человеческой жизни.
Великий гуманист Л.Н.Толстой, опираясь на понятия «религия», «вера», «Бог», «совесть», «любовь» создал учение об онтологии как духовной сфере, устремленной к смыслу и ценностям жизни человека.
Для Толстого полноценной личностью является «высоко духовный» человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности.
По его мнению, именно люди труда являются носителями лучших моральных качеств.
Задача школы, учителя состоит главным образом в том, чтобы помочь воспитаннику осознать цель и смысл своего бытия.
В силу этого Толстой отдает приоритет жизненному знанию перед школьным.
Поиск наиболее действенных путей нравственного воспитания побудил его вести уроки морали с детьми в Яснополянской школе, на которых в форме образного рассказа он создавал жизненные ситуации, наиболее ярко отражающие ценности бытия, самыми важными из них считая духовные.
Лев Николаевич указал на непродуктивность методологии, исходившей из принципа познания человека как некоей системе потребностей.
«Такое представление делает бессмысленным вопрос о цели и смысле жизни, ибо сводится
[стр. 37]

39 ния, актуализируются всюду, где индивид сталкивается с чем-либо, навязанным судьбой, чего изменить уже нельзя».
По мнению именитого психолога, «из того, каким образом человек принимает печальные «подарки» судьбы, как он ассимилирует все трудности в свбей душе, проистекает неисчислимое множество потенциальных ценностей»(302, 221).
Ценности соединяются таким образом, что в результате формируется конкретная специфическая задача данного индивида.
Это соединение, делится своими размышлениями В.Франкл, придает ценностям ту неповторимость, в которой каждый человек видит серьезное и понастоящему убедительное обращение к нему лично — и ни к кому другому.
До тех пор пока он не познает, что именно определяет единственность и принципиальную неповторимость его собственного существования, он не сможет ощутить выполнение своей жизненной задачи персонально обязательным и неотде1 лимым элементом собственной судьбы» (302, 221).
Таким образом, в психологии ценность, ценностная ориентация — важный структурный компонент личности, играющий в ее жизнедеятельности организующую, направляющую и регулятивную роль.
Понятие ценности в психологической трактовке тождественно некоторому комплексу психических явлений, которые хотя и обозначаются различно, но семантически однопорядковы.
Ценностная ориентация — это элемент структуры личности, работающий на сознательном уровне, определяющий генеральную линию жизни человека.
В педагогике проблема ценностей и ценностных ориентаций также является объектом пристального внимания исследователей.
К настоящему времени сложилось целое направление — педагогическая аксиология, главной задачей которой является преобразование знаний в убеждения, их опосредование установками и ценностными ориентациями.
В соответствии с данной задачей и определены содержательные компоненты, такие как «демонстрация многообразия сосуществующих систем ценностных ориентаций, реальный плюрализм устремлений людей, взаимодействующих в процессе воспитания; разработка и


[стр.,38]

обоснование системы методических процедур, позволяющих выявлять и учитывать реально сложившиеся системы ценностных ориентаций; разработка и обоснование научно-методического инструментария, позволяющего вскрыть системы диспозиций, реально 'регулирующих интерперсональные отношения» (94, 87).
Все выдающиеся педагогические системы прошлого также содержали в качестве важнейшего компонента раздел о целях и ценностях человеческой жизни.
Великий гуманист Л.Н.Толстой, опираясь на понятия «религия», «вера», «Бог», «совесть», «любовь» создал учение об онтологии как духовной сфере, устремленной к смыслу и ценностям жизни человека.
Для Толстого полноценной личностью является «высоко духовный» человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности.
По его мнению, именно люди труда являются носителями лучших моральных качеств.
Задача школы, учителя состоит главным образом в том, чтобы помочь воспитаннику осознать цель и смысл своего бытия.
В силу этого Толстой отдает приоритет жизненному знанию перед школьным.
Поиск наиболее действенных путей нравственного воспитания побудил его вести уроки морали с детьми в Яснополянской школе, на которых в форме образного рассказа он создавал жизненные ситуации, наиболее ярко отражающие ценности бытия, самыми важными из них считая духовные.
Лев Николаевич указал на непродуктивность методологии, исходившей из принципа познания человека как некоей системе потребностей.
«Такое представление делает бессмысленным вопрос о цели и смысле жизни, ибо сводится
к удовлетворению все возрастающих потребностей личности, физической и социальной данности.
Подобная позиция обрекает человека на самоуничтожение» (173, 176).
«Учитель русских учителей» К.Д.Ушинский характер взаимоотношений учителя с воспитанниками определял категориями гуманистической этики: добра, веры, любви, справедливости, честности, сопереживания и др.
Главными

[Back]