Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 44]

44 к удовлетворению все возрастающих потребностей личности, физической и социальной данности.
Подобная позиция обрекает человека на самоуничтожение»
[27,с.
23].
Основоположник отечественной научной педагогики К.Д.Ушинский характер взаимоотношений учителя с воспитанниками определял категориями гуманистической этики: добра, веры, любви, справедливости, честности, сопереживания и др.
Главными
ценностями в педагогической теории Ушинский считал личность учителя и ученика во всем ее богатстве и неповторимости.
Ориентация на личность позволила назвать ему педагогику искусством, базирующейся на ценностной основе научных знаний.
Педагогическую практику без фундаментальной теории он сравнивал со знахарством в медицине.
Аксиологическим приоритетом великий педагог считал духовно-нравственный потенциал учителя.
«Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер», — утверждал классик русской педагогики
[27,с.
23-24].
В 20—30-х годах ценностную проблему в педагогике ясно и реалистично сформулировал А.С.Макаренко.
Его ценностная конструкция состояла не из дедуктивных фраз, а действительных и осуществимых ценностных проектов.
«Во всяком случае,— писал А.С.Макаренко, — я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания, так что труд, так называемый учебный и тот должен исходить из представления о ценностях, которые он может создать»
[27, с.24].
П.П.Блонский на основе серьезных исследований личности ребенка, сформировал объяснения того или иного конкретного явления в поведении ребенка.
П.П.Блонский в центр учебной и воспитательной работы ставил личность ребенка, предложил с позиций ценностей антропно-гуманистического подхода технологию решения данной проблемы.

Современная педагогическая наука проблему ценностей также рассматривает в контексте аксиологического подхода и включает различные его аспекты: ценностные ориентации молодежи (С.Г.
Вершловский, Р.Г.
Гурова,
[стр. 38]

обоснование системы методических процедур, позволяющих выявлять и учитывать реально сложившиеся системы ценностных ориентаций; разработка и обоснование научно-методического инструментария, позволяющего вскрыть системы диспозиций, реально 'регулирующих интерперсональные отношения» (94, 87).
Все выдающиеся педагогические системы прошлого также содержали в качестве важнейшего компонента раздел о целях и ценностях человеческой жизни.
Великий гуманист Л.Н.Толстой, опираясь на понятия «религия», «вера», «Бог», «совесть», «любовь» создал учение об онтологии как духовной сфере, устремленной к смыслу и ценностям жизни человека.
Для Толстого полноценной личностью является «высоко духовный» человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности.
По его мнению, именно люди труда являются носителями лучших моральных качеств.
Задача школы, учителя состоит главным образом в том, чтобы помочь воспитаннику осознать цель и смысл своего бытия.
В силу этого Толстой отдает приоритет жизненному знанию перед школьным.
Поиск наиболее действенных путей нравственного воспитания побудил его вести уроки морали с детьми в Яснополянской школе, на которых в форме образного рассказа он создавал жизненные ситуации, наиболее ярко отражающие ценности бытия, самыми важными из них считая духовные.
Лев Николаевич указал на непродуктивность методологии, исходившей из принципа познания человека как некоей системе потребностей.
«Такое представление делает бессмысленным вопрос о цели и смысле жизни, ибо сводится к удовлетворению все возрастающих потребностей личности, физической и социальной данности.
Подобная позиция обрекает человека на самоуничтожение»
(173, 176).
«Учитель русских учителей» К.Д.Ушинский характер взаимоотношений учителя с воспитанниками определял категориями гуманистической этики: добра, веры, любви, справедливости, честности, сопереживания и др.
Главными


[стр.,39]

РОССИЙСКАЯ 41 ГОСУДАРСТВАМ 'БИБЛИОТЕКА ценностями в педагогической теории Ушинский считал личность учителя и ученика во всем ее богатстве и неповторимости.
Ориентация на личность позволила назвать ему педагогику искусством, базирующейся на ценностной основе научных знаний.
Педагогическую практику без фундаментальной теории он сравнивал со знахарством в медицине.
Аксиологическим приоритетом великий педагог считал духовно-нравственный потенциал учителя.
«Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер», — утверждал классик русской педагогики
(296, 64).
В 20—30-х годах ценностную проблему в педагогике ясно и реалистично сформулировал А.С.Макаренко.
Его ценностная конструкция состояла не из дедуктивных фраз, а действительных и осуществимых ценностных проектов.
«Во всяком случае,—писал А.С.Макаренко, — я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей не является положительным элементом воспитания, так что труд, так называемый учебный и тот должен исходить из представления о ценностях, которые он может создать»
(204, 181).
П.П.Блонский на основе серьезных исследований личности ребенка, сформировал объяснения того или иного конкретного явления в поведении ребенка.
П.П.Блонский в центр учебной и воспитательной работы ставил личность ребенка, предложил с позиций ценностей антропно-гуманистического подхода технологию решения данной проблемы.

В силу известных обстоятельств разработка проблемы ценностей и ценностных ориентаций в педагогике до середины 60-х годов была прекращена, получая свое развитие лишь в работах, посвященных мотивации поведения.
Исследования показали, что механизм функционирования ценностных ориентаций обладает большой эффективностью для воздействия на личность.
Данное обстоятельство активизировало деятельность педагогов-исследователей.
Проблема ценностных ориентаций в педагогической науке специально изучалась М.И.Буровой-Илиевой, Л.В.Георгиновой, П.Р.Игнатенко, Л.Х.Магамадовой,

[Back]