Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 49]

49 сиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах; — управление ценностными ориентациями учащихся для достижения психолого-педагогических целей.
Следует также отметить отсутствие в
отечественной педагогической литературе ясного толкования самого понятия «ценностная ориентация».
Здесь наиболее употребляемыми обозначениями являются такие психологические символы, как
значимость, предпочтение, смысл, отношение и др.
Логика нашего исследования привела нас к необходимости специального рассмотрения аксиологических проблем в
образовании развитых зарубежных стран.
Аксиологический подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения не является прерогативой только
отечественной педагогики.
Подобная проблема существует во всем мире, она поистине является общечеловеческой
и без знания ценностной составляющей весьма трудно представить себе образовательную ситуацию в других странах.
Верно, указывал З.И.Равкин, что «аксиологические ориентиры воплощают в себе национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляют одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования»
[27, с.27].
Процессы, происходящие сегодня в нашей стране и представляющие по сути дела «аксиологическую революцию» не миновали в свое время многие государства, в частности, Соединенные Штаты Америки, где идеи свободы, демократии, частного предпринимательства составляют основу «американского образа жизни», а, следовательно, и системы образования.
По утверждению-Д.

Белла, «свободный рынок является основным источником противоречий в американской действительности.
Исследователь пришел к выводу, что три важнейших компонента структуры этого общества подчиняются взаимоисключающим аксиологическим принципам.
«Экономика служит принципу эффективности, политика — принципу равенства, а культура — принципу самореализации (самовознаграждения)», вследствие
чего постоянно возникают конфликты [27,с.
28].
Разрыв ценностей общества и индивида нарушает гармонию не только в социуме в целом, но и в системах образования.
[стр. 43]

45 отвержения) определенных способов поведения и удовлетворения потребностей.
Ценностные ориентации различаются у человека на основе определяющих потребностей и под влиянием культурных образцов их удовлетворения» (308,48).
Таким образом, в отечественной психологической и педагогической науках можно выделить следующие направления исследования аксиологических проблем личности: — исследование процессов интернализации ценностей и ценностных ориентаций в ходе онтогенеза и образовательного процесса; — диагностика реальной системы ценностных ориентаций школьников, для последующего формирования у них «способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах; — управление ценностными ориентациями учащихся для достижения психолого-педагогических целей.
Следует также отметить отсутствие в
психолого-педагогической литературе ясного толкования самого понятия «ценностная ориентация».
Здесь наиболее употребляемыми обозначениями являются такие психологические символы, как
I значимость, предпочтение, смысл, отношение и др.
Логика нашего исследования привела нас к необходимости специального рассмотрения аксиологических проблем в
педагогике и образовании развитых зарубежных стран.
1.3.
Идеи «ценностного воспитания» в зарубежной педагогической науке и образовании Аксиологический подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения не является прерогативой только одной, хотя и огромной страны.
Подобная проблема существует во всем мире, она поистине является общечеловече


[стр.,44]

46 ской и без знания ценностной составляющей весьма трудно представить себе образовательную ситуацию в других странах.
Верно указывал З.И.Равкин, что «аксиологические ориентиры воплощают в себе национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляют одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования»
(231, 18).
Процессы, происходящие сегодня в нашей стране и представляющие по сути дела «аксиологическую революцию» не миновали в свое время многие государства, в частности, Соединенные Штаты Америки, где идеи свободы, демократии, частного предпринимательства составляют основу «американского образа жизни», а, следовательно, и системы образования.
По утверждению
Д.Белла, «свободный рынок» является основным источником противоречий в американской действительности.
Исследователь пришел к выводу, что три важнейших компонента структуры этого общества подчиняются взаимоисключающим аксиологическим принципам.
«Экономика служит принципу эффективности, политика — принципу равенства, а культура — принципу самореализации (самовознаграждения)», в
следствии чего постоянно возникают конфликты (231, 425).
Разрыв ценностей общества и индивида нарушает гармонию не только в социуме в целом, но и в системах образования.

Следует отметить, что американское общество прекрасно понимает это обстоятельство и уделяет ценностям достаточно внимания.
Возникшая в конце 1940-х гуманистическая психология в исследованиях Р.Мея, А.Маслоу.
К.Роджерса, Г.Олпорта, А.Комбса и др.
рассматривала проблемы человеческого опыта, смысла бытия, целенаправленного ценностноориентированного поведения.
Приблизительно в эти же годы началась интенсивная разработка проблемы ценностей.
«На первых порах к ценностям относили интересы, удовольствия, предпочтения, обязанности, моральный долг, потребности...» (213,423).
В.В.Веселова, исследовавшая ценности американского образования и по праву лидирующая в этой области познания, отмечает всю противоречивость,

[Back]