Проверяемый текст
Булынин, Александр Михайлович. Эволюция ценностей высшего педагогического образования : Историко-теоретический аспект (Диссертация 1998)
[стр. 54]

54 стоятельность абсолютизации крайних позиций, закоснелости архаичных взглядов на человека и сущность мироздания.
Например, в теории А.
Маслоу, прежде всего, видится обожание человека, возвышение его независимости и свободы.
По своей природе, считает ученый, «человек рождается с потребностями в добре, доброжелательности, нравственности»
[,с.
494].
Они составляют его нравственное, аксиологическое начало.

К.Роджерс определял личность в качестве ценностной категории психолого-педагогической науки.
Широко известны его педагогические воззрения, выражающиеся, прежде всего в аксиологической трактовке понятия «свобода учения».
Говоря о традиционном обучении, ученый показывает его полную несостоятельность, отмечая тот сиюминутный эффект, который фиксируется
преподавателем, оценивается и выдается за знание.
К.Роджерс утверждает, что «альтернативой этой практике обучения является лишь ориентированная на учащихся гуманистическая практика с ценностными критериями»
[27,с.
31].
Создание эмоциональных всплесков, стимулирующих плодотворную деятельность участников учебного процесса, по мнению исследователя, устраняет преграды на пути подлинного образования, способствует повышению самооценки ученика, раскрытию его творческого потенциала, показывает ребенку непревзойденную ценностность личности человека.

Преподаватель в системе гуманистической психологии должен обладать необходимыми профессионально значимыми качествами, быть свободным от авторитарно-императивных установок, признавать уникальность личности обучаемого.
Стремление к образованию К.
Роджерс рассматривает в качестве естественной потребности (здесь он близок с А.
Маслоу), трансформирующейся в ценностную ориентацию стратегического плана.
Рассматривая ценность в качестве личностной
значимости, он, верно, увидел, что люди готовы учиться, если их интересы совпадают с ценностями, передаваемыми через учение.
Полноценный процесс учения, по Роджерсу, предполагает сознательное включение к восприятию нового опыта, готовность самому меняться по
мере изменения окружающей среды.
Через все исследования К.Рождерса четко проходит линия, отражающая само существо ценностного подхода — всякое учение может стать
[стр. 49]

51 сущность мироздания.
Общечеловеческие ценности переменчивы и их современное видение значительно отличается от того, как они представлялись в эпоху Ренессанса или Серебряного века.
Пройдя через чистилище временных, пространственных, социальных' этнических и других ситуаций в сознании передовых людей американского общества отрефлексировался подход к человеку как величайшей ценности.
Даже в биологизаторской, по своей сущности, теории А.Маслоу прежде всего видится обожание человека, возвышение его независимости и свободы.
По своей природе, считает ученый, «человек рождается с потребностями в добре, доброжелательности, нравственности»
(61, 494).
Они составляют его нравственное, аксиологическое начало.

0 К.Роджерс определял личность в качестве ценностной категории психологопедагогической науки.
Широко известны его педагогические воззрения, выражающиеся прежде всего в аксиологической трактовке понятия «свобода учения».
Говоря об традиционном обучении ученый показывает его полную несостоятельность, отмечая тот сиюминутный эффект, который фиксируется
учителем, оценивается и выдается за знание.
К.Роджерс утверждает, что «альтернативой этой практике обучения является лишь ориентированная на учащихся гуманистическая практика с ценностными критериями»
(61, 509).
Создание эмоциональных всплесков, стимулирующих плодотворную деятельность участников учебного процесса, по мнению исследователя, устраняет преграды на пути подлинного образования, способствует повышению самооценки ученика, раскрытию его творческого потенциала, показывает ребенку непревзойденную ценностность личности человека.

Учитель в системе гуманистической психологии должен обладать необходимыми профессионально значимыми качествами, быть свободным от авторитарно-императивных установок, признавать уникальность личности учащегося.
Стремление к образованию К.Роджерс рассматривает в качестве естественной потребности (здесь он близок с А.Маслоу), трансформирующейся в ценностную ориентацию стратегического плана.
Рассматривая ценность в качестве личностной


[стр.,50]

52 значимости, он верно увидел, что люди готовы учиться, если их интересы совпадают с ценностями, передаваемыми через учение.
Полноценный процесс учения, по Роджерсу, предполагает сознательное включение к восприятию нового опыта, готовность самому меняться по’мере
изменения окружающей среды.
Через все исследования К.Рождерса четко проходит линия, отражающая само существо ценностного подхода — всякое учение может стать
реальностью, если оно опирается на ценностные ориентации самих учащихся.
В этом позиция американского ученого совпадает с мнением И.Я.Лернера, известного российского педагогаисследователя, призывающего учителей в своей деятельности базироваться, если нужно и на негативных, с педагогической точки зрения, ценностных предпочтениях школьников.
Рекомендации учителям К.Роджерс основывает на тезисе поддержки благоприятной психологической атмосферы, мотивирующей личностные смыслы учащихся.
Ученый располагает группой эффективных методик, позволяющих, по его мнению, строить обучение на аксиологических позициях, обуславливающих выбор учениками учебной деятельности, свободной непринужденной организации обучения, совместного принятия решения с учителем, групповые тренинги, имитирующие реальные жизненные ситуации и т.п.
(С.Н.Васильева).
В качестве основных условий, которые следует рассматривать и развивать учителям в их работе называется эмпатия, искренность, позитивное отношение.
Именно это условия являются гуманистическими ценностными ориентациями.
В американской психолого-педагогической науке и практике возросло внимание к личности учителя, его ценностным ориентациям.
Совместным исследованием ценностных ориентаций американских и российских учителей установлены основные профессиональные приоритеты (Дж.
Хазард, С.Г.
Вершловский).
Исследователями предложена следующая классификация узкопрофессиональных педагогических ценностей: ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога; ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию; ценности, отражающие цели педагогической деятельности.
Учителя обеих стран t

[Back]