56 тиворечий, неточностей, сложных проблем, но опыт в их решении, подкрепленный современными образовательными технологиями может быть применим в российском обществе в его социально-экономическом реформировании. Наша страна ведет поиск такой модели образования, которая вбирала бы в себя лучшие образцы из других государств, адаптируя их к отечественной реальности. В этом плане весьма интересными для российских исследователей были бы результаты глубоких проработок американскими учеными вопросов генезиса традиционных ценностей и их связи с новыми ориентациями реформируемого общества, выстраивания ценностной идеологии современного образования. Ведущие идеи зарубежной педагогической аксиологии, отраженные в трудах известных во всем мире ученых и практиков были бы полезны в создании стратегических программ развития высшей школы, вынужденной действовать сегодня в условиях противоречия декларируемых ценностей и ценностей, которые в процессе социализации «прививает» жизнь. Опыт показывает, что введение системы образования, базирующейся на уже других, новых ценностях чрезвычайно сложный и даже болезненный процесс, поскольку затрагивает прочно укоренившиеся установки и интересы. Поэтому необходимо понимание решающей роли личности преподавателя в формировании ценностей, обусловливающих эффективность профессиональной подготовки будущих переводчиков. В связи с тем, что данная работа посвящена проблеме формирования поликультурных ценностных ориентаций, то для выявления сущности данного феномена необходимо раскрытие понятия «культура». В литературе различных направлений существует огромное количество определений культуры, так как, вопервых, это абстрактное понятие, включающее в себя множество составляющих, во-вторых, культура как глобальное явление представляет интерес для специалистов в области философии, культурологии, антропологии, педагогики и других дисциплин, что влечёт за собой неоднозначность её толкования. Категория «культура» относится к числу междисциплинарных общенаучных понятий. Понятие «культура» многозначно, т.к. оно соответствует многообразию форм и видов человеческой деятельности. Проблема культуры занимает умы |
69 номического положения, политических воззрений. Несмотря на различные основания культур переселенцев, выходцев из многих стран, населявших США, в них сформировалось единство ценностей при постоянной ориентации на их плюрализм. Для решения проблем ассимиляции и предупреждения социальной напряженности, формирования единой американской нации в число приоритетных ценностей педагогики были выдвинуты идеи мультикультурного образования. Учителю отводится заметная роль в работе по преодолению противоречий в разобщенности нации, укреплении нравственных конструкций «общего дома». Новейший аксиологический подход заключается в отказе от противопоставления индивидуализма коллективизму. Ценности независимости и свободы должны быть в симбиозе с ценностями сообщества, в котором живет каждый индивид. Этические духовные ценности сохраняют свою жизнеспособность лишь потому, что они берут свое начало в традиционных американских ценностях, имеющих общечеловеческую базисность и учитывающих национальный колорит. Умение не забывать исторические корни, гордиться ими работает на целостность американского общества, приближает его к реализации ценностей, заложенных в Конституции США. В системе профессиональной подготовки американского учителя существует немало противоречий, неточностей, нерешенных проблем, но опыт в их решении, подкрепленный современными педагогическими технологиями может пригодится российскому обществу в его демократическом реформировании. Наша страна ведет поиск такой модели образования, которая вбирала бы в себя лучшие образцы из других государств, адаптируя их к отечественной реальности. В этом плане весьма интересными для российских исследователей были бы результаты глубоких проработок американскими учеными вопросов генезиса традиционных ценностей и их связи с новыми ориентациями реформируемого общества, выстраивания ценностной идеологии современного образования. Ведущие идеи зарубежной педагогической аксиологии, отраженные в трудах известных во всем мире ученых и прак 70 тиков были бы полезны в создании стратегических программ развития высшей школы, вынужденной действовать сегодня в условиях противоречия декларируемых ценностей и ценностей, которые в процессе социализации «прививает» жизнь. Опыт показывает, что введение системы образования, базирующейся на уже других, новых ценностях чрезвычайно сложный и даже болезненный процесс, поскольку затрагивает прочно укоренившиеся установки и интересы. Поэтому необходимо понимание решающей роли личности учителя в воспитании таких ценностей, эффективности его профессиональной подготовки. В первой главе мы исследовали проблему ценности в системе наук о человеке ( философии, социологии, отечественной психологии и педагогике, зарубежном образовании), осмыслили саму категорию «ценность» и ее производные, проследили механизмы взаимодействия ценностных ориентаций с близкими ей психологическими компонентами личности (установками, интересами, мотивами, потребностями и др.), определили главенствующее место ценностной ориентации в социально-профессиональной жизни человека, вычленили проблему аксиологического обоснования современной подготовки учителя, установили, что формирование ценностных ориентиров в развитии современной педагогики и образования является важной и сложной задачей. Полученные в ходе исследования данные стимулируют дальнейший научный поиск. В целях разработки современных ценностных ориентиров высшего педагогического образования мы приняли решение изучить основные подходы к подготовке учителя-профессионала, вычленить в их структуре аксиологическое начало, определив меру его участия в формировании будущего педагога, установить направление дальнейшего исследования в решении проблемы. |