60 Соответственно внутри культуры выделяются составляющие её подсистемы: материальная и духовная, производственная, жизнеобеспечивающая, соционормативная, коммуникативная, художественная и т.п. культура каждой человеческой общности (этнической, социальной, конфессиональной и др.) отличается своими специфическими признаками. Их взаимодействие и взаимовлияние как синхронное, так и диахронное, то есть между культурами, существующими в различных регионах и в разные исторические периоды создаёт сложную систему культуры человечества в целом. Культурная ориентация каждого индивида определяется сознательно и подсознательно его принадлежностью к той или иной культурной общности. Решающим при этом является влияние культурной традиции, то есть передачи культурного опыта следующим поколениям. Наряду с этим для развития культуры важны культурные инновации культурные явления, вновь возникающие вследствие внутреннего развития или внешнего влияния. В пространстве образовательных целей Е.И. Пассов определяет культуру как систему духовных ценностей, воплощённых или не воплощённых материально, созданных и накопленных обществом во всех сферах бытия от быта до философии. Среди этих ценностей есть те, которые: присущи всем народам и во все времена (общечеловеческие, вечные); присущи группе народов одной языковой общности; присущи одному народу [79, с. 10]. Вторые и третьи могут быть устаревшими и принадлежать истории или признаны сейчас и определять чувство единения, принадлежности к нации. Это могут быть звуки родной речи, облик родного города, произведения выдающихся писателей, достижения учёных, родные поговорки как житейская мудрость народа и т.д. Именно эти факты культуры становятся для человека ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой |
жением. Автор данного определения отмечает, что культура не передаётся по наследству. Каждый член общества должен изучать систему и структуру своей культуры [28, с. 394]. Т.М. Абель указывает на то, что культуру можно рассматривать и как источник, и как продукт поведения человека. Каждый человек обладает присущими только ему специфическими биологическими задатками и воспитывается в конкретной материальной и культурной среде, разделяя с другими общие установки, образ действий и способы общения, манеру одеваться и пищевые привычки, форму правления, определённые навыки, язык и религиозные практики. Многие большие, сложные общества являются поликультурными [146, с. 345]. Ю.В. Бромлей указывает на три составные части культуры: 1) «интериорное» общественное сознание людей (как идейнотеоретического, так и общественно-психологического уровней); 2) проявление его'в поведении и действиях; 3) «опредмеченные» результаты деятельности (как материальные, так и духовные) [35, с. 47]. В.Г. Крысько определяет культуру как систему духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. Культура является специфическим признаком человека, присущим ему с начала его существования. Она охватывает все стороны жизни человека —биологической (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чём-либо), производственной (создание средств материального жизнеобеспечения —орудия труда, пища, одежда, жилище), духовной (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальной (коммуникация, социальные отношения). Соответственно внутри культуры выделяются составляющие её подсистемы: материальная и духовная, производственная, жизнеобеспечивающая, соционормативная, коммуникативная, художественная и т.п. культура каждой человеческой общности (этнической, социальной, конфессиональной и др.) отличается своими специфическими признаками. Их взаимодействие и взаимо30 * к ил } * л } &* * влияние как синхронное, так и диахронное, то есть между культурами, суразные « « создает сложную систему культуры человечества в*целом. ^ Культурная ориентация каждого индивида определяется сознательно и подсознательно его принадлежностью к той или иной культурной общности. Решающим при этом является влияние культурной традиции, то есть передачи культурного опыта следующим поколениям. Наряду с этим для развития культуры важны культурные инновации —культурные явления, вновь возникающие вследствие внутреннего развития или внешнего влияния [103, с. 194]. По выражению Е.И. Пассова, именно культура делает человека Человеком [135, с. 9]. Исследователь указывает на тот факт, что культура является результатом жизнедеятельности человека и одновременно с этим оказывает неоценимое влияние на его развитие. С момента рождения человек впитывает элементы культуры, причём рациональная информация переплетается, с эмоциональной, и обе они осмысляются! (приобретают личностный смысл), трансформируясь и интегрируясь в то, что называется менталитетом,и без чего нет национального самосознания; нет культурных корней, нет полноценного человека [135, с. 9]. Для образовательных целей Е.И. Пассов определяет культуру как систему духовных ценностей, воплощенных или не воплощенных материально, которые созданы и накоплены обществом во всех сферах бытия —от быта до философии. Среди этих ценностей есть те, которые: —присущи всем народам и во все времена (общечеловеческие, вечные); —присущи группе народов одной языковой общности; —присущи одному народу [135, с. 10]. Вторые и третьи могут быть устаревшими и принадлежать истории или признаны сейчас и определять чувство единения, принадлежности к нации. Это могут быть звуки родной речи, облик родного города, произведения выдающихся писателей, достижения ученых, родные поговорки как житейская мудрость народа и т.д. Именно эти факты культуры заполняют пространство, 31 в котором происходит процесс первичной социализации человека (когда он становится носителем культуры). Именно эти факты культуры становятся для человека ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, а значит, и духовной свободы и развития творческих сил и способностей человека [135, с. 10-11]. Е.И. Пассов указывает на следующие функции культуры: информационная (познавательная), развивающая, воспитательная, обучающая [135, с. 10]. Исследователь отмечает, что всякая культура национальна по содержанию и индивидуальна (личностна) по способу присвоения, то есть культура — это индивидуально освоенные духовные ценности. Всякая культура усваивается в форме четырёх элементов: 1) знаний о различных сферах бытия; 2) опыта действования в определённых сферах; 3) творчества как преобразования и переноса приёмов деятельности в* новые, непредвиденные условия; 4) отношения к деятельности, её объектам, всему, что с ней связано, соотнесённого с системой ценностей человека [135, с. 11]. Е.И. Пассов отмечает, что желание человека войти в мир культуры является ведущим элементом в содержании культуры, ибо он определяет мотивационный аспект, а будучи соотнесённым с системой ценностей, и нравственный аспект человека как индивидуальности [135, с. 12]. Е.И. Пассов указывает на тот факт, что ценности являются основой развития человека, определяют его направленность, чего нельзя сказать о знаниях и умениях [135, с. 12]. Т.Н. Персикова утверждает, что культура или культурное окружение людей представляет собой способ приспособления к существующей физической и биологической среде. Обычаи, традиции, общепринятые нормы пове32 |