61 формирования его личности, а значит, и духовной свободы и развития творческих сил и способностей человека [79, с. 10-11]. Ученый отмечает, что желание человека войти в мир культуры является ведущим элементом в содержании культуры, ибо он определяет мотивационный аспект, а будучи соотнесенным, с системой ценностей, и нравственный аспект человека как индивидуальности. Ценности являются основой развития человека, определяют его направленность, чего нельзя сказать о знаниях и умениях [79, с. 12]. Т.Н. Персикова утверждая, что культура или культурное окружение людей представляет собой способ приспособления к существующей физической и биологической среде, обращается к ценностной природе обычаев, традиций, общепринятых норм поведения, необходимых для выживания и развития, способам передачи в каждом народе из поколения в поколение. Общество создаёт свои табу и ценности, приучая людей отличать поощряемые им нормы поведения от нерекомендуемых или запрещённых. Культура влияет и сама находится под влиянием любого проявления человеческой жизнедеятельности. «Люди вырастают и воспитываются в обществе, руководствуясь его здравым смыслом, и культурно запрограммированный мозг индивида обычно блокирует (не принимает), игнорирует все то, что противоречит принятой и признанной в данном обществе «правде» жизни. Культура облегчает жизнь, предоставляя готовые решения проблем, устанавливая модели взаимоотношений и пути сохранения единства нации, группы, организации и т.д.» [82, с. 6]. С социально-психологических позиций культура и человек в некотором роде составляют целое: культура живёт в людях и их творчестве, активности, переживаниях, а люди, в свою очередь, живут в культуре. Культура, с одной стороны, погружает человека в противоречия и ситуации, которые он должен разрешить, с другой стороны, представляет ему орудия и средства (материальные и символические), формы и способы (система норм, представлений, правил), с помощью которых человек противостоит этим противоречиям. Человек создаёт культуру, он является её субъектом. Вместе с тем, культура выступает |
в котором происходит процесс первичной социализации человека (когда он становится носителем культуры). Именно эти факты культуры становятся для человека ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, а значит, и духовной свободы и развития творческих сил и способностей человека [135, с. 10-11]. Е.И. Пассов указывает на следующие функции культуры: информационная (познавательная), развивающая, воспитательная, обучающая [135, с. 10]. Исследователь отмечает, что всякая культура национальна по содержанию и индивидуальна (личностна) по способу присвоения, то есть культура — это индивидуально освоенные духовные ценности. Всякая культура усваивается в форме четырёх элементов: 1) знаний о различных сферах бытия; 2) опыта действования в определённых сферах; 3) творчества как преобразования и переноса приёмов деятельности в* новые, непредвиденные условия; 4) отношения к деятельности, её объектам, всему, что с ней связано, соотнесённого с системой ценностей человека [135, с. 11]. Е.И. Пассов отмечает, что желание человека войти в мир культуры является ведущим элементом в содержании культуры, ибо он определяет мотивационный аспект, а будучи соотнесённым с системой ценностей, и нравственный аспект человека как индивидуальности [135, с. 12]. Е.И. Пассов указывает на тот факт, что ценности являются основой развития человека, определяют его направленность, чего нельзя сказать о знаниях и умениях [135, с. 12]. Т.Н. Персикова утверждает, что культура или культурное окружение людей представляет собой способ приспособления к существующей физической и биологической среде. Обычаи, традиции, общепринятые нормы пове32 дения, необходимые для выживания и развития, передаются в каждом народе из поколения в поколение. Общество создаёт свои табу и ценности, приучая людей отличать поощряемые им нормы поведения от нерекомендуемых или запрещённых. Культура влияет и сама находится под влиянием любого проявления человеческой жизнедеятельности. Люди вырастают и воспитываются в обществе, руководствуясь его здравым смыслом, и культурно запрограммированный мозг индивида обычно блокирует (не принимает), игнорирует то, что противоречит принятой и признанной в данном обществе «правде» жизни. Культура облегчает жизнь, предоставляя готовые решения проблем, устанавливая модели взаимоотношений и пути сохранения единства нации, группы, организации и т.д. [137, с. 6]. С точки зрения социально-психологической сферы, культура и человек в некотором роде целое: культура живёт в людях и их творчестве, активности, переживаниях, а люди, в свою очередь, живут в культуре. Культура, с одной стороны, погружает человека в противоречия и ситуации, которые он должен разрешить, с другой стороны, представляет ему орудия и средства (материальные и символические), формы и способы (система норм, представлений, правил), с помощью которых человек противостоит этим противоречиям. Человек создаёт культуру, он является её субъектом. Вместе с тем, культура выступает как внешний фактор по отношению к человеку. Он диалектически взаимодействует с этим внешне материализованным выражением своей деятельности. Приняв за исходное положение то, что в культуре и, прежде всего, в культурной деятельности выражается социокультурная сущность цивилизованного человека, можно выделить три формы проявления человеческих сил в культуре: во-первых, культурную, культуросозидающую и культуротворящую деятельность; во-вторых, освоение культурной реальности и овладение накопленным человеком культурным опытом; 33 |