63 рез коммуникацию, в том числе и речевую, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты [82, с. 12-13]. Наиболее точное определение культуры, отражающее современный взгляд на нее, присущий многим ученым мира, принадлежит известному американскому ученому С. Нието, который под культурой понимает постоянно меняющиеся ценностные ориентации, традиции, социальные и политические отношения, мировоззрение, создаваемые и разделяемые группой людей, связанных вместе комплексом факторов, которые могут включать общую историю, географическое положение, язык, социальный класс и/или религию [157]. Ориентируясь на изученные нами определения культуры, можно сделать вывод, что культура-это ключевая категория бытия и представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей, воплощенных в человеческой жизни, она неотделима от человека, развивается вместе с ним и является основным показателем уровня развития личности, общества, человечества в целом. Одновременно с этим культура оказывает сильнейшее воздействие на людей, служит матрицей формирования, как характера отдельного человека, так и менталитета целого народа. Она рассматривается в качестве аксиологической универсалии, поскольку при взаимодействии с другими этносами приоритетной будет культура присущая нации в целом, а не конкретной личности. Исследовав природу базовых дефиниций таких как «ценность», «ценностные ориентации» и «культура», логично осуществить переход к рассмотрению другого важного понятия «поликультурность». В настоящее время в научной литературе имеется ряд определений, которые позволят сформировать представление о данном феномене. Человеческое общество в условиях глобальной интеграции становится поликультурным, то есть носителем ряда универсальных, глобальных характеристик, включающих так же и сохраненную самобытность культур каждого отдельно взятого этноса. Рассмотреть сущность понятия «поликультурность» невозможно без конкретизации отношения к процессам интеграции, глобализа |
новления человека, то есть того аспекта, который отличает человека от остального живого мира. Культура как предмет изучения культурной антропологии —это совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определённый период времени. Развитие культуры может быть исследовано во всех её аспектах: образ жизни, восприятие мира, менталитет, национальный характер, результаты духовной, общественной и производственной деятельности человека. Человечество обладает уникальной способностью развивать культуру через общение, через коммуникацию, в том числе и речевую, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты [166, с. 12-13]. Исходя из изученных нами определений культуры, можно сделать следующее обобщение: культура представляет собой важнейшую категорию в жизни человечества. Культура неотделима от человека, она развивается вместе с ним, является основным показателем уровня развития индивида, общества, человечества. Одновременно с этим культура оказывает сильнейшее воздействие на людей, служит матрицей формирования как характера отдельного человека, так и менталитета целого народа. В качестве рабочего определения данного термина выберем следующее: культура —это ключевая категория бытия, представляющая собой накопленный духовный опыт (традиции, обычаи, религия, образцы поведения, способы переживания событий) и материальные объекты (произведения искусства, предметы быта), принадлежащие определённому народу. В данном определении мы рассматриваем культуру в широком смысле, поскольку, как мы полагаем, при взаимодействии с представителями зарубежных стран определяющую роль будет играть не столько культура отдельного человека, сколько культура, присущая нации в целом. Определив значение таких основополагающих понятий данной работы, как «взаимодействие» и «культура», мы можем перейти к рассмотрению сле36 |