Проверяемый текст
[стр. 100]

Введение термина «духовность» в формирование понятия нравственности связано с влиянием просвещения и трансформацией христианского нравственного 282 идеала под влиянием просветительских гуманистических идеи .
2.
Краеугольным камнем в модели концептуального видения органами государственной власти и военного управления
анализируемой проблемы стали такие понятия, как «патриотизм» и «военный дух».
Под патриотизмом в то время подразумевалась «любовь к
Отечеству»283.
Под военным духом понимался «общий итог всех тех нравственных качеств (храбрости, находчивости; дисциплины, доведенной до высокого сознания; чувства долга; доверия к себе, соседу, начальнику, являющегося ключевым камнем в деле воспитания войск), которые требуются
войною»284.
Следовательно, понятия «патриотизм» и «военный дух» рассматривались в тесном диалектическом единстве.
Это нашло отражение в передовой военно-научной мысли конца XIX начала XX в.
Так, утверждалось, что «в каждом будущем бойце нужно воспитать, прежде всего, человека,
гражданина, а затем воина.
Долг, честь и доблесть воинские базируются на нравственности общечеловеческой и на доблестях
гражданских»285.
3.
Главная характерная особенность, на которой строилась рассматриваемая модель, — отождествление понятий «престол», «государь-император» с
ЛО/ понятием «Отечество».
Анализ источников и литературы' позволяет утверждать, что идеологическим фундаментом консервативно-охранительной политики самодержавия в области формирования и укрепления офицерского
корпу100 282 См.: Барсова Н.
Н.
Нравственный идеал в русской педагогике: вторая половина XIX нач.
XX в.
М., 1998.
С.
71-75.
283Брокгауз Ф.
А.
Энциклопедический словарь / Ф.
А.
Брокгауз, И.
А.
Ефрон.
СПб., 1898.-Т.
45.-С .
36
284Энциклопедия военных и морских наук / иод ред.
Г.
А.
Леера.
СПб., 1884.
Т.
И.
С.
253-254 Энгельман И.
Офицер-воспитатель и его деятельность: сообщение, сделанное корабельным гардемаринам / И.

Энгельман // Морской сб.
1907.
№ 3: Неофиц.
отд.
С.
72.

286См.: Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов.
СПб.,1908; Инструкция, определяющая правила воинского воспитания в военных училищах.
СПб, 1900; Куприн А.
И.
Юнкера / А.
И.
Куприн // Собр.
соч.: в 9 т.
М., 1973.
Т.
8.
С.
202 -426; О долге и чести воинской в Российской армии: собр.
материалов, док.
и ст.
М., 1991.; Энвальд М.
В.
Военное воспитание / М.
В.
Энвальд // Воен.

энцикл.
СПб., 1912.
Т.
VI.
С.
485 и др.
[стр. 72]

Раздел II.
МОДЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ АРМЕЙСКОГО ОФИЦЕРСТВА В ДУХЕ ПРЕДАННОСТИ ПРЕСТОЛУ И ОТЕЧЕСТВУ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ Исследование данной темы следует, по мнению диссертанта, предварить рядом посылок принципиального характера: 1.
Краеугольным камнем в модели концептуального видения органами государственной власти и военного управления
проблемы воспитания армейского офицерства в духе преданности престолу и Отечеству стали такие понятия, как «патриотизм» и «военный дух»: 1.1.
Под патриотизмом в то время подразумевалась «любовь к
ОтеJ73 честву» .
1.2.
Под военным духом понимался «общий итог всех тех нравственных качеств (храбрости, находчивости; дисциплины, доведенной до высо-.
кого сознания; чувства долга; доверия к себе, соседу, начальнику, являющегося ключевым камнем в деле воспитания войск), которые требуются
174 войною» .
Следовательно, понятия «патриотизм» и «военный дух» рассматривались в тесном диалектическом единстве.
Это нашло отражение в передовой военно-научной мысли конца XIX начала XX в.
Так, утверждалось, что «в каждом будущем бойце нужно воспитать, прежде всего, человека,
72 ,73Брокгауз Ф.
А.
Энциклопедический словарь / Ф.
А.
Брокгауз, И.
А.
Ефрон.
СПб., 1898.
Т.
45.
С.
36.

т Энциклопедия военных и морских паук / под ред.
Г.
Л.Леера.
СПб., 1884.-Т .
II.-С .
253-254.


[стр.,73]

гражданина, а затем воина.
Долг, честь и доблесть воинские базируются на нравственности общечеловеческой и на доблестях
гражданских»175.
2.
Главная характерная особенность, на которой строилась рассматриваемая модель, — отождествление понятий «престол», «государьимператор» с
понятием «Отечество».
Анализ источников и литературы176 позволяет утверждать, что идеологическим фундаментом консервативноохранительной политики самодержавия в области формирования и укрепления офицерского
корпуса по-прежнему являлась теория официальной народности, причем военно-патриотическая ценностная триада «за Веру, Царя и Отечество» базировалась на национальной традиции наивного монархизма и исторической роли единодержавия как гаранта суверенитета России.
Символом Отечества, олицетворением национальнопатриотической идеи продолжал считаться самодержец, что вполне согла, совывалось с представлениями о божественном происхождении царской власти.
3.
Развитие нравственных, умственных и физических качеств военнослужащих предполагало своей основой культивирование в офицерской среде воинственно-патриотических настроений.
Таким образом, цель идейно-нравственного воспитания офицерского состава армии определялась как воздействие на разум и сердце с целью выработки в офицере навыка руководствоваться в службе и в деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей.
В разряд таких высших побуждений входили «религиозность, патриотизм, 75Энгсльман И.
Офицер-воспитатель и его деятельность: сообщение, сделанное корабельным гардемаринам / И.

Энгсльман // Мор.
сб.
1907.
№ 3: Неофиц.
отд.
С.
72.

,76См.: Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов.
CI Гб.,1908; Инструкция, определяющая правила воинского воспитания в военных училищах.
СПб, 1900; Куприн А.
И.
Юнкера / А.
И.
Куприн // Собр.
соч.: в 9 т.
М., 1973.
Т.
8.
С.
202 -426; О долге и чести воинской в Российской армии: собр.
материалов, документов и ст.
М., 1991.; Энвальд М.
В.
Военное воспитание / М.
В.
Энвальд // Воен.

эпцикл.
СПб., 1912.
Т.
V I.-С .
485 и др.
73

[Back]