Проверяемый текст
[стр. 101]

са по-прежнему являлась теория официальной народности, причем военнопатриотическая ценностная триада «за Веру, Царя и Отечество» базировалась на национальной традиции наивного монархизма и исторической роли единодержавия как гаранта суверенитета России.
Символом Отечества, олицетворением национально-патриотической идеи продолжал считаться самодержец, что вполне согласовывалось с представлениями о божественном происхождении царской власти.

4.
Развитие нравственных качеств военнослужащих предполагало сво основой культивирование в офицерской среде воинственно-патриотических настроений.
Таким образом, цель
нравственного воспитания офицерского состава армии определялась как воздействие на разум и сердце с целью выработки в офицере навыка руководствоваться в службе и в деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей.
В разряд таких высших побуждений входили «религиозность, патриотизм,
чувство долга, чувство чести, честолюбие и славолюбие, чувство общественности 287 или корпоративности» .
Репродуцирование модели концептуального видения органами государственной власти и военного управления проблемы реализации государственной идеи нравственного воспитания армейского офицерства в условиях мирного времени не представляется возможным без уяснения содержания и значения основных ценностных ориентиров социальной страты и государственного института, коей являлся корпус армейских офицеров вооруженных сил Российской империи.
При этом заслуживает отдельной констатации то, что нравственные идеалы офицерства (как общесоциальные детерминанты) обусловлены, в свою очередь, социокультурными детерминантами его жизнедеятельности, среди которых необходимо выделить: социальный состав и обгцественноправовой статус офицеров; морально-психологическое обеспечение деятельности военнослужащих; организацию и прохождение военной службы; обычаи и 101 2*7Военная энциклопедия / под ред.
В.
Ф.
Новицкого [и др.].
СПб., 1911.
Т.
VI.
С.
485.
[стр. 73]

гражданина, а затем воина.
Долг, честь и доблесть воинские базируются на нравственности общечеловеческой и на доблестях гражданских»175.
2.
Главная характерная особенность, на которой строилась рассматриваемая модель, — отождествление понятий «престол», «государьимператор» с понятием «Отечество».
Анализ источников и литературы176 позволяет утверждать, что идеологическим фундаментом консервативноохранительной политики самодержавия в области формирования и укрепления офицерского корпуса по-прежнему являлась теория официальной народности, причем военно-патриотическая ценностная триада «за Веру, Царя и Отечество» базировалась на национальной традиции наивного монархизма и исторической роли единодержавия как гаранта суверенитета России.
Символом Отечества, олицетворением национальнопатриотической идеи продолжал считаться самодержец, что вполне согла, совывалось с представлениями о божественном происхождении царской власти.

3.
Развитие нравственных, умственных и физических качеств военнослужащих предполагало своей основой культивирование в офицерской среде воинственно-патриотических настроений.
Таким образом, цель
идейно-нравственного воспитания офицерского состава армии определялась как воздействие на разум и сердце с целью выработки в офицере навыка руководствоваться в службе и в деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей.
В разряд таких высших побуждений входили «религиозность, патриотизм,
75Энгсльман И.
Офицер-воспитатель и его деятельность: сообщение, сделанное корабельным гардемаринам / И.
Энгсльман // Мор.
сб.
1907.
№ 3: Неофиц.
отд.
С.
72.
,76См.: Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов.
CI Гб.,1908; Инструкция, определяющая правила воинского воспитания в военных училищах.
СПб, 1900; Куприн А.
И.
Юнкера / А.
И.
Куприн // Собр.
соч.: в 9 т.
М., 1973.
Т.
8.
С.
202 -426; О долге и чести воинской в Российской армии: собр.
материалов, документов и ст.
М., 1991.; Энвальд М.
В.
Военное воспитание / М.
В.
Энвальд // Воен.
эпцикл.
СПб., 1912.
Т.
V I.-С .
485 и др.
73

[стр.,74]

чувство долга, чувство чести, честолюбие и славолюбие, чувство общественности или корпоративности»177.
Соискатель полагает, что построение модели концептуального видения органами государственной власти и военного управления проблемы воспитания армейского офицерства в духе преданности престолу и Отечеству не представляется возможным без уяснения содержания и значения основных ценностных ориентиров социальной страты и государственного института, который избран объектом нашего диссертационного исследования.
При этом стоит подчеркнуть, что нравственные идеалы офицерства как общесоциальные детерминанты, обусловлены, в свою очередь, социокультурными детерминантами его жизнедеятельности, среди которых необходимо выделить: — социальный состав и общественно-правовой статус офицеров; — морально-психологическое обеспечение деятельности военнослужащих; — организацию и прохождение военной службы; — обычаи и традиции офицерства; материально-бытовое обеспечение офицеров и членов их семей; брачно-семейлые отношения в офицерской среде.
Естественно, каждое изменение социальной среды обитания влекло за собой соответствующее изменение в нравственной жизни российского офицерства, то есть различное отношение к государственным и моральным ценностям, пропагандируемым официальной идеологией.
Необычайная озабоченность властных структур проблемой подготовки офицерского состава армии и флота отразилась, прежде всего, в глубоком научном подходе к формированию идеологических ценностей в офицерской среде.
Система моральных ориентиров, разработанная видными военачальниками, военными теоретиками и закрепленная в иорматив74 77Военная энциклопедия / под ред.
В.
Ф.
Новицкого, А.
В.
Шварца, К.
И.
Величко и др.
СПб., 1911.
Т.VI.
С.
485.

[Back]