принималось только в том случае, если поступал донос, после которого скрывать присутствие евреев в войсках было невозможно314. Думается, что тема, обозначенная выше, может стать предметом отдельного исследования. Итак, в анализируемый период существовала модель концептуального видения органами государственной власти и военного управления проблемы реализации государственной идеи нравственного воспитания армейского офицерства в условиях мирного времени. Она являлась фундаментом всей рассматриваемой системы. В данной связи важно отметить, что во многом высокую эффективность деятельности государства в сфере, которая исследуется в диссертации, определила та политика сохранения великорусского национального духа в вооруженных силах, что всеми силами поддерживалась в России в конце XIX начале XX в. 2. Принципы функционирования системы деятельности органов г сударственной власти и военного управления в сфере реализации государственной идеи нравственного воспитания армейского офицерства в условиях мирного времени. Исследование вышеобозначенной проблемы позволяет заключить: направленность деятельности органов государственной власти и военного управления в анализируемой сфере определялась, прежде всего, ее основой — принципами. Все закономерно: принцип (лат. рпп ари т — начало, основа, происхождение, первопричина) — «основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям»315, — такое общеметодологическое содержание данной категории объясняет ее значимость. Анализ обширного круга источников316, в том числе и архив^С м .: Петровский-Штерн Й. Указ. соч. С. 321-323. 315См.: Энциклопедия социологии. М., 2003. С. 374. 36См., напр.: Всеподданнейший доклад по Военному министерству (1906 1913 гг.). [Б. м., Б. г.]; Всеподданнейший отчет по Военному министерству за 1912г.: отчет ГУВУЗ. СПб., 1914; Инструкция для офицеров, обучающихся в Николаевской академии Генерального штаба. 19 сент. 1907 г. [Б. м., Б. г.]; Инструкция, определяющая правила воинского воспитания в военных училищах. СПб, 1900; Переписка Вильгельма II с Николаем II. 1894 1914 гг. Пг., 1923; Циркулярные распоряжения Киевского управления ВУЗов но педагогическим вопросам. СПб., 1905; Из истории «идеологической борьбы» самодержавия с рево114 |
— сохранение и развитие чувств гордости за страну, за принадлежность к воинской профессии (офицер — слуга Отечества, но не слуга в Отечестве); — воспитание личности офицера как патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов («за Веру, Царя и Отечество»); — развитие комплекса нормативного, правового и организационнометодического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания офицерского состава вооруженных сил. Можно утверждать, что в исследуемый период существовала модель концептуального видения органами государственной власти и военного управления проблемы воспитания армейского офицерства в духе преданности престолу и Отечеству в мирное время. Она являлась фундаментом всей системы подготовки офицерских кадров. В данной связи важно отметить, что во многом высокую эффективность деятельности государства в сфере, которая исследуется в настоящей научной квалификационной работе, определила та политика сохранения великорусского национального духа в вооруженных силах, что всеми силами поддерживалась в России в конце XIX начале XX в. По нашему суждению, есть настоятельная необходимость заострить внимание на таком аспекте рассматриваемой проблемы: отечественные военные ученые того времени придавали большое значение обеспечению преемственности лучших традиций русского военного искусства, заключавшей в себе объединение исторических судеб поколений, позволяющей ощутить чувство Родины и связь времен, обеспечивающей достижение сплоченности и единства воинских рядов, формированию гордости за принадлежность к армии. «Чтобы иметь сильную армию, нужно начинать её организацию со строения всей земли, выливая все дело в одну величественную стройную форму с незыблемыми нравственными качествами», — писал в 1909 г. в неопубликованной статье «Нравственная сила армии» 94 |