Проверяемый текст
[стр. 119]

суды офицерской чести, просветительские и благотворительные организации).
5.
Средства массовой информации (печать, кинематограф).
1.
Органы государственной власти (император, правительство).
Воинск долг в России замыкался на императора, в связи с чем царь, стоящий во главе вооруженных сил, должен был принимать активное участие в деле укрепления морального духа войск.
Для конца XIX начала XX столетия весьма примечателен тот факт, что снижение популярности царствующей особы как в стране в целом, так (в меньшей степени) и в армии было настолько очевидным, что осознавалось и за пределами России328.

В то же время, нельзя не сказать, что император Николай II, присутствуя на многочисленных парадах, праздниках (табельных днях), торжественных молебнах, а также в личных встречах с офицерами демонстрировал высокую культуру общения с военными, проявлял неизменное внимание к нуждам и запросам офицеров, стойкое и ровное поведение даже в самых критических ситуациях, что в большой мере способствовало укреплению нравственной силы в войсках329.
Следовательно, руководство монархом вооруженными силами оставалось высшим принципом военного строительства, освященным
РПЦ и санкционированным официальной идеологией, что подтверждает высокую степень интеграции компонентов уваровской триады в систему подготовки военнослужащих.
Не были исключением и члены императорской фамилии, придававшие огромное значение гуманитарной составляющей в системе подготовки офицерских кадров.
Так, великий князь Константин Константинович в 1900 г.
был назначен главным начальником военноучебных заведений, посещению и инспектированию которых он уделял самое
119 328Небезынтересно, что монархи других европейских стран (в особенности Вильгельм II), озабоченные кризисом самодержавия, советовали Николаю II часто показываться в обществе, устраивать сближающие обеды и праздники, а не жить замкнутой жизнью давно ушедших веков.
«Весь опыт показывает, — наставляли они флигель-адъютанта царя
А.
Мордвинова, что несколько любезных слов, пожатие покрепче руки, внимание, оказанное на виду остальных собравшихся, способны иногда в несколько мгновений переменить политическое мировоззрение»
(Мордвинов А.
Последний император / А.
Мордвинов // Отеч.
архивы.
1993.-№ 3 .-С .
75).

329См.: Дневники императора Николая II.
М., 1991.
С.
222.
[стр. 99]

Необходимо подчеркнуть, что глубокие противоречия между царизмом и различными социальными группами, послужившие причиной общенационального кризиса, породили конфликт между самодержавием и законодательными учреждениями, претендовавшими на осуществление гражданского контроля над армией.
В данных условиях правящий политический режим в целях самосохранения вынужден был усилить консервативный элемент в системе военно-патриотического воспитания, что определило, в свою очередь, использование соответствующего инструментария, то есть выбор форм, средств и методов, в наибольшей степени обеспечивающих эффективность воспитательного процесса217.
Воинский долг в России замыкался на императора, в связи с чем царь, стоящий во главе вооруженных сил, должен был принимать активное участие в деле укрепления морального духа войск.
Для конца XIX начала XX столетия весьма примечателен тот факт, что снижение популярности царствующей особы как в стране в целом, так (в меньшей степени) и в армии было настолько очевидным, что осознавалось и за пределами России.

Монархи других европейских стран (в особенности Вильгельм II), озабоченные кризисом самодержавия, советовали Николаю II часто показываться в обществе, устраивать сближающие обеды и праздники, а не жить замкнутой жизнью давно ушедших веков.
«Весь опыт показывает, — наставляли они флигель-адъютанта царя
Л.
Мордвинова, что несколько любезных слов, пожатие покрепче руки, внимание, оказанное на виду остальных собравшихся, способны иногда в несколько мгновений переменить политическое мировоззрение»218.

Император Николай II, присутствуя на многочисленных парадах, праздниках (табельных днях), торжественных молебнах, а также в личных встречах с офицерами демонстрировал высокую культуру общения с
воен^17 ‘ Более подробно см.: Система военного образования в России XIX— начала XX вв.
Школа рати офицерства.
М.,1997.
С.
158 159.
218Мордвинов А.
Последний император / А.
Мордвинов // Отеч.
архивы.
-1993.
-№ 3.
С.
75.

99

[стр.,100]

ными, проявлял неизменное внимание к нуждам и запросам офицеров, стойкое и ровное поведение даже в самых критических ситуациях, что в большой мере способствовало укреплению патриотического духа в вой219 сках .
Следовательно, руководство монархом вооруженными силами оставалось высшим принципом военного строительства, освященным
православной церковью и санкционированным официальной идеологией, что подтверждает высокую степень интеграции компонентов триады в систему подготовки военнослужащих.
Не были исключением и члены императорской фамилии, придававшие огромное значение гуманитарной составляющей в системе подготовки офицерских кадров.
Так, великий князь Константин Константинович в 1900 г.
был назначен главным начальником военно-учебных заведений, посещению и инспектированию которых он уделял самое
пристальное внимание.
Прочно вошло в практику назначение членов императорской фамилии шефами полков (см.
табл.6).
Таблица 6 Шефские связи дома Романовых с полками и военно-учебными заведеншши русской армии (шефствовали или числились в списках пол220 ков, военно-учебных заведений) 100 Шефы из династии Романовых Шефствовали Числились I 2 3 Император Николай 11 32 1! Наследник цесаревич Алексей Николаевич 9 36 Императрица Александра Федоровна 3 Вдовствующая императрица Ма7 2ЧСм.: Дневники императора Николая II.
М., 1991.
С.
222.
2203аимствовано из: Вапилин Е.
Г.
Указ.
соч.
С.
460.

[Back]