чтобы они предоставляли начальнику случай поддержать авторитет своего служебного положения и заставить подчиненных ценить все то, что дает служебный опыт и неустанная работа над самосовершенствованием: «Дабы поставить подготовку офицеров на подобающую высоту, необходимо пробудить среди них интерес к военному делу, необходимо заставить офицеров читать»336. Необходимо отметить, что низкая эффективность реализации государственной идеи нравственного воспитания армейского офицерства в условиях мирного времени непосредственно в строевых частях являлась постоянным предметом озабоченности органов государственной власти и военного управления, предпринимавших, как уже упоминалось, необходимые усилия по нормативному обеспечению воспитательного процесса. В протоколе заседания Комитета по образованию войск от 9 февраля 1907 г. выделяются следующие причины неудовлетворительной работы в войсковых подразделениях: частые перемены в уставах и наставлениях; обширность уставов33 . Однако правовая регламентация процесса нравственного совершенствования офицерского состава армейских частей не могла в полной мере решить комплекс проблем, обусловленных как материальными и социальными факторами, так и недостатками военного образования, главнейшим из которых была разнородность и несовер-: шенство профессиональной подготовки офицеров. Большое значение в анализируемой оргструктуре придавалось функционированию следующего звена в рассматриваемой структуре — Русской православной церкви. Верховная власть всеми силами поддерживала приоритетную роль религии в качестве базы для формирования в армии ценностноориентационного единства338. Государственная регламентация религиозного 336РГВИА. Ф.868. Оп.1. Д.713. Л.31. 337Там же. Л.9. 338Сам император твердо верил, что без православия и самодержавия страну ожидают тяжкие потрясения. В начале Первой мировой войны в неформальной беседе с офицерами он заявил о жизненной необходимости царской власти для России. В качестве аргументов Николай II выделил многонационалыюсть страны, низкий образовательный уровень населения и историческую предрасположенность народа к монархизму: «...чувство воображения русских, их сильная религиозная вера, их привычки и обычаи сделали царскую власть необходимостью, и надолго» (цит. по: Мэсси Р. Указ. соч. С. 258). 123 |
подчиненных ценить все то, что дает служебный опыт и неустанная работа над самосовершенствованием: «дабы поставить подготовку офицеров на подобающую высоту, необходимо пробудить среди них интерес к военно233 му делу, необходимо заставить офицеров читать» . Необходимо отметить, что низкая эффективность воспитания армейских офицеров в духе преданности престолу и Отечеству непосредственно в строевых частях являлась постоянным предметом озабоченности органов государственной власти и военного управления, предпринимавших, как уже упоминалось, необходимые усилия по нормативному обеспечению воспитательного процесса. В протоколе заседания Комитета по образованию войск от 9 февраля 1907 г. выделяются следующие причины неудовлетворительной работы в войсковых подразделениях: 1) частые перемены в уставах и наставлениях; 2) обширность уставов234. Однако, как показывает анализ источников и литературы, правовая регламентация процесса нравственного совершенствования офицерского состава армейских частей не могла в полной мере решить комплекс проблем, обусловленных как материальными и социальными факторами, так и недостатками военного образования, главнейшим из которых была разнородность и несовершенство профессиональной подготовки офицеров. Большое значение в анализируемой системе придавалось функционированию следующего звена в рассматриваемой структуре — Русской православной церкви. Верховная власть всеми силами поддерживала приоритетную роль религии в качестве базы для формирования в армии ценностноориентационного единства. Сам император твердо верил, что без православия и самодержавия страну ожидают тяжкие потрясения. В начале мировой войны в неформальной беседе с офицерами он заявил о жизненной 108 2'"РГВИА. Ф.868. Oii.I. Д.713. Л.31. 23,Там же. Л.9. необходимости царской власти для России. В качестве аргументов Николай II выделил многонациональность страны, низкий образовательный уровень населения и историческую предрасположенность народа к монархизму: «...чувство воображения русских, их сильная религиозная вера, их привычки и обычаи сделали царскую власть необходимостью, и надол235 ГО» . Государственная регламентация религиозного компонента воспитания армейских офицеров в духе преданности престолу и Отечеству в мирное время проявилась в деятельности по созданию специализированных служб РПЦ, органически вписывавшихся в структуру и предназначавшихся для удовлетворения духовных потребностей военнослужащих и защиты интересов государства. С 1890 г. в армии сложилась специальная военная структура РПЦ в составе протопресвитера военного и морского духовенства, духовного правления при протопресвитере из трех человек, дивизионных благочинных, гарнизонных, полковых священников, настоятелей, причта военных соборов и полковых церквей. Протопресвитер военного и морского духовенства подчинялся Священному синоду и Военному министру. В мирное время полковые священники подчинялись командованию и духовному ведомству, в военное — переходили в полное распоряжение командования. Должности священников вводились и во фронтовых штабах236. Вера являлась долгом военнослужащего, закрепленным военным законодательством: согласно Уставу командир части должен был содействовать священникам и следить за выполнением своими подчиненными их религиозных обязанностей237. 109 235Цит. но: Мэсси Р. Указ. соч. С. 258. 236См.: Щавельский Г. Служение священника на войне / Г. Щавельскин // Воен. сб. 1912. -№ 11. С. 125. 237См.: С собрания военных священников в Финляндии // ВВМД. 1912. -№ 18.-С. 572. |