компонента в реализации рассматриваемой государственной идеи проявилась в деятельности по созданию специализированных служб РПЦ, органически вписывавшихся в структуру и предназначавшихся для удовлетворения духовных потребностей военнослужащих и защиты интересов государства. С 1890 г. в армии сложилась специальная военная структура РПЦ в составе протопресвитера военного и морского духовенства, духовного правления при протопресвитере из трех человек, дивизионных благочинных, гарнизонных, полковых священников, настоятелей, причта военных соборов и полковых церквей. Протопресвитер военного и морского духовенства подчинялся Священному синоду и военному министру. В мирное время полковые священники подчинялись командованию и духовному ведомству, в военное переходили в полное распоряжение командования. Должности священников вводились и во фронтовых штабах339. Вера являлась долгом военнослужащего, закрепленным военным законодательством: согласно Уставу командир части должен был содействовать священникам и следить за выполнением своими подчиненными их религиозных обязанностей340. В исследуемой организационной структуре важное место заняли различные общественные организации. Причем, органы государственной власти и военного управления смогли обеспечить такой уровень деятельности общественных организаций в анализируемой сфере, что несомненные успехи, достигнутые здесь, в какой-то степени компенсировал огрехи самовоспитания в строевых частях. Немалую роль в данной связи сыграли офицерские собрания, а также суды офицерской чести, осуществлявшие контроль над нравственным • ji« обликом офицерства . См.: Щавельский Г. Служение священника на войне / Г. Щавельский // Воен. сб. 1912.-№ II.-С . 125. 340См.: С собрания военных священников в Финляндии // ВВМД. -1912. № 38. С. 572. 34См., напр.: А. И. 3. Поединки / А. И. 3. // Разведчик. 1899. № 441. С. 289; Б-в А. Унижение человеческого достоинства по традиции / А. Б-в // Братская помощь. 1909. № 4. С. 158-160; Галкин М. Указ. соч. С. 20; Короленко В. Г. История моего современника / В. Г. Короленко // Собр. соч. М., 1954. Т. 6. С. 193; Махов М. (М. М-мъ) Дуэль, ея происхождение и современный характер / М. Махов (М. М-мъ). СПб., 1902. С. 48-50; и др. 124 |
необходимости царской власти для России. В качестве аргументов Николай II выделил многонациональность страны, низкий образовательный уровень населения и историческую предрасположенность народа к монархизму: «...чувство воображения русских, их сильная религиозная вера, их привычки и обычаи сделали царскую власть необходимостью, и надол235 ГО» . Государственная регламентация религиозного компонента воспитания армейских офицеров в духе преданности престолу и Отечеству в мирное время проявилась в деятельности по созданию специализированных служб РПЦ, органически вписывавшихся в структуру и предназначавшихся для удовлетворения духовных потребностей военнослужащих и защиты интересов государства. С 1890 г. в армии сложилась специальная военная структура РПЦ в составе протопресвитера военного и морского духовенства, духовного правления при протопресвитере из трех человек, дивизионных благочинных, гарнизонных, полковых священников, настоятелей, причта военных соборов и полковых церквей. Протопресвитер военного и морского духовенства подчинялся Священному синоду и Военному министру. В мирное время полковые священники подчинялись командованию и духовному ведомству, в военное — переходили в полное распоряжение командования. Должности священников вводились и во фронтовых штабах236. Вера являлась долгом военнослужащего, закрепленным военным законодательством: согласно Уставу командир части должен был содействовать священникам и следить за выполнением своими подчиненными их религиозных обязанностей237. 109 235Цит. но: Мэсси Р. Указ. соч. С. 258. 236См.: Щавельский Г. Служение священника на войне / Г. Щавельскин // Воен. сб. 1912. -№ 11. С. 125. 237См.: С собрания военных священников в Финляндии // ВВМД. 1912. -№ 18.-С. 572. В исследуемой организационной структуре важное место заняли различные общественные организации. Причем, органы государственной власти и военного управления смогли обеспечить такой уровень деятельности общественных организаций в анализируемой сфере, что несомненные успехи, достигнутые здесь, в какой-то степени, компенсировали огрехи самовоспитания в строевых частях. Немалую роль в данной связи сыграли офицерские собрания, а также суды офицерской чести, осуществлявшие контроль над нравствен1 пым обликом офицерства " . Офицерские собрания были призваны вести широкую просветительскую работу (чтение лекций, организация открытых библиотек, вечеров чествования героев, торжеств по случаю памятных дат военной истории, поддержка членов семей погибших офицеров и т.п.). Но основной целью собраний стало формирование профессионального корпоративизма, воинского товарищества, объединенного патриотическими идеалами. Военный министр П.С. Ванновский в своем предписании называл офицерские собрания наиболее удачной формой реализации идеи формирования доверительных отношений в офицерской среде239. Здесь нельзя недооценивать политические мотивы поддержки властью данных организаций как альтернативы вредным политическим сообществам. Первые офицерские собрания появились еще во второй половине XVIH столетия. Энтузиасты-организаторы стремились превратить их в место коллективного (в том числе семейного) отдыха офицеров с пользой для военного дела. Современники отмечали, что притягательная сила духовно238См., например: А. И. 3. Поединки / А. И. 3. // Разведчик. ]899. № 441. С. 289; Б-в А. Унижение человеческого достоинства по традиции / А. Б-в // Братская помошь. 1909. -№ 4. С. 158-160; Галкин М. Указ. соч. С. 20; Короленко В. Г. История моего современника / В. Г. Короленко // Собр. соч. М., ]954. Т. 6. С. 193; Махов М. (М. М-мъ) Дуэль, ея происхождение и современный характер / М. Махов (М. М-мъ). СПб., 1902. С. 48-50; и др. 239РГВИА. Ф.970. Оп.З. Д.55. Л. 1. 1)0 |