Проверяемый текст
[стр. 125]

Офицерские собрания были призваны вести широкую просветительскую работу (чтение лекций, организация открытых библиотек, вечеров чествования героев, торжеств по случаю памятных дат военной истории, поддержка членов семей погибших офицеров и т.п.).
Но основной целью собраний стало формирование профессионального корпоративизма, воинского товарищества, объединенного патриотическими и
нравственными идеалами.
Военный министр П.С.
Ванновский в своем предписании называл офицерские собрания наиболее удачной формой реализации идеи формирования доверительных отношений в офицерской
среде342.
Здесь нельзя недооценивать политические мотивы поддержки властью данных организаций как альтернативы вредным политическим сообществам.
Первые офицерские собрания появились еще во второй половине
XVIII столетия.
Энтузиасты-организаторы стремились превратить их в место коллективного (в том числе семейного) отдыха офицеров с пользой для военного дела.
Современники отмечали, что притягательная сила
духовности, интеллектуальной активности и профессионального братства способствовала сплочению офицерства гораздо лучше, чем уставы и наставления.
Следует заметить, что духовная составляющая активно подкреплялась материальными выгодами членства в
со• браниях.
В то же время, диссертант высказывает несогласие с излишне прямолинейным суждением некоторых историков, суть которого сводится к следующему: офицерские собрания — источник развития демократизма в
армии343.
Отсюда вытекает некоторая недооценка политических мотивов создания офицерских собраний.
Против подобных утверждений, по нашему
мнению, выступает то, что в истории офицерских собраний наблюдается ряд объективных закономерностей, отражающих взаимосвязь периода их расцвета с выходом соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих практическую реа125 ШРГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.55.
Л.1.
См., напр.: Снигирев С.
Ф.
Исторический опыт развития демократических традиций в деятельности отечественных вооруженных сил / С.
Ф.
Снигирев.
СПб., 1994.
С.
59-60.
[стр. 110]

В исследуемой организационной структуре важное место заняли различные общественные организации.
Причем, органы государственной власти и военного управления смогли обеспечить такой уровень деятельности общественных организаций в анализируемой сфере, что несомненные успехи, достигнутые здесь, в какой-то степени, компенсировали огрехи самовоспитания в строевых частях.
Немалую роль в данной связи сыграли офицерские собрания, а также суды офицерской чести, осуществлявшие контроль над нравствен1 пым обликом офицерства " .
Офицерские собрания были призваны вести широкую просветительскую работу (чтение лекций, организация открытых библиотек, вечеров чествования героев, торжеств по случаю памятных дат военной истории, поддержка членов семей погибших офицеров и т.п.).
Но основной целью собраний стало формирование профессионального корпоративизма, воинского товарищества, объединенного патриотическими идеалами.
Военный министр П.С.
Ванновский в своем предписании называл офицерские собрания наиболее удачной формой реализации идеи формирования доверительных отношений в офицерской
среде239.
Здесь нельзя недооценивать политические мотивы поддержки властью данных организаций как альтернативы вредным политическим сообществам.
Первые офицерские собрания появились еще во второй половине
XVIH столетия.
Энтузиасты-организаторы стремились превратить их в место коллективного (в том числе семейного) отдыха офицеров с пользой для военного дела.
Современники отмечали, что притягательная сила
духовно238См., например: А.
И.
3.
Поединки / А.
И.
3.
// Разведчик.
]899.
№ 441.
С.
289; Б-в А.
Унижение человеческого достоинства по традиции / А.
Б-в // Братская помошь.
1909.
-№ 4.
С.
158-160; Галкин М.
Указ.
соч.
С.
20; Короленко В.
Г.
История моего современника / В.
Г.
Короленко // Собр.
соч.
М., ]954.
Т.
6.
С.
193; Махов М.
(М.
М-мъ) Дуэль, ея происхождение и современный характер / М.
Махов (М.
М-мъ).
СПб., 1902.
С.
48-50; и др.
239РГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.55.
Л.
1.
1)0

[стр.,111]

сти, интеллектуальной активности и профессионального братства способствовала сплочению офицерства гораздо лучше, чем уставы и наставления.
Следует заметить, что духовная составляющая активно подкреплялась материальными выгодами членства в
собраниях.
В то же время, диссертант высказывает несогласие с излишне прямолинейным суждением некоторых историков, суть которого сводится к следующему: офицерские собрания — источник развития демократизма в
армии240.
Отсюда вытекает некоторая недооценка политических мотивов создания офицерских собраний.
Против подобных утверждений, по нашему
суждению, выступает то, что в истории офицерских собраний наблюдается ряд объективных закономерностей, отражающих взаимосвязь периода их расцвета с выходом соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих воспитание армейского офицерства в духе преданности престолу и Отечеству (например, вышеупомянутое совпадение по времени возрождения собраний и предписание военного министра П.С.
Ванновского).
В пользу наших рассуждений, приведенных выше, о том, что собрания являются не стихийной формой самоорганизации офицеров, а продуктом политической деятельности властных структур, служит и факт отсутствия свободы выбора при решении вопроса по поводу членства в собраниях.
Так, согласно инструкции для обучающихся в Николаевской Академии Генерального штаба, слушатели обязывались состоять действительными членами офицерского собрания при Академии241.
Следовательно, присутствие в собраниях по существу являлось одной из служебных обязанностей офицера.
210 См., например: Снигирев С.
Ф.
Исторический опыт развития демократических традиций в деятельности отечественных вооруженных сил / С.
Ф.
Снигирев.
СПб.,1994.
С.
59-60.

24,См.: Инструкция для офицеров, обучающихся в Николаевской академии Генерального штаба.
19 сент.
1907г.
С.
3.

[Back]