Проверяемый текст
[стр. 126]

лизацию рассматриваемой государственной идеи344.
В пользу наших рассуждений, приведенных выше, о том, что собрания являются не стихийной формой самоорганизации офицеров, а продуктом политической деятельности властных структур, служит и факт отсутствия свободы выбора при решении вопроса по поводу членства в собраниях345.
Таким
образом, массовое учреждение офицерских собраний являлось составной частью консервативно-стабилизационной политики царизма в вооруженных силах, так как в большой мере способствовало осуществлению контроля над поведением и морально-психологическим состоянием офицеров, а также формированию корпоративных моральных ценностей, важнейшей из которых была верность присяге и государю-императору.
Небезынтересным звеном анализируемой организационной структуры являлись средства массовой информации, к которым в начале XX века относились периодическая печать и кинематограф.
Использование средств кинофотоискусства и музыки в значительной мере повысили возможности пропаганды монархизма и произвели своеобразную революцию в традиционном для авторитарного общества поклонении портретам самодержца, истоки которого были в почитании икон.
Широко растиражированные портреты царя
были неизменным атрибутом казарм и помещений офицерских собраний.
В подобном контексте, бесспорно, заслуживает внимания тот факт, что к началу XX столетия работа над портретами царствующей особы перестала являться монополией художников, рекомендованных Императорским Эрмитажем.
Для каждого воинского подразделения считалось великой честью получить в дар такой портрет, поэтому, согласно
распоряжению Военно-походной 126 ^Например, вышеупомянутое совпадение по времени возрождения собраний и предписание военного министра П.С.
Ванновского.
Примеч.
авт.
345Так, согласно инструкции для обучающихся в Николаевской Академии Генерального штаба, слушатели обязывались состоять действительными членами офицерского собрания при академии (см.: Инструкция для офицеров, обучающихся в Николаевской Академии Генерального штаба.
19
сект.
1907г.
С.
3).
Следовательно, присутствие в собраниях по существу являлось одной из служебных обязанностей офицера.
[стр. 111]

сти, интеллектуальной активности и профессионального братства способствовала сплочению офицерства гораздо лучше, чем уставы и наставления.
Следует заметить, что духовная составляющая активно подкреплялась материальными выгодами членства в собраниях.
В то же время, диссертант высказывает несогласие с излишне прямолинейным суждением некоторых историков, суть которого сводится к следующему: офицерские собрания — источник развития демократизма в армии240.
Отсюда вытекает некоторая недооценка политических мотивов создания офицерских собраний.
Против подобных утверждений, по нашему суждению, выступает то, что в истории офицерских собраний наблюдается ряд объективных закономерностей, отражающих взаимосвязь периода их расцвета с выходом соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих воспитание армейского офицерства в духе преданности престолу и Отечеству (например, вышеупомянутое совпадение по времени возрождения собраний и предписание военного министра П.С.
Ванновского).

В пользу наших рассуждений, приведенных выше, о том, что собрания являются не стихийной формой самоорганизации офицеров, а продуктом политической деятельности властных структур, служит и факт отсутствия свободы выбора при решении вопроса по поводу членства в собраниях.
Так,
согласно инструкции для обучающихся в Николаевской Академии Генерального штаба, слушатели обязывались состоять действительными членами офицерского собрания при Академии241.
Следовательно, присутствие в собраниях по существу являлось одной из служебных обязанностей офицера.

210 См., например: Снигирев С.
Ф.
Исторический опыт развития демократических традиций в деятельности отечественных вооруженных сил / С.
Ф.
Снигирев.
СПб.,1994.
С.
59-60.
24,См.: Инструкция для офицеров, обучающихся в Николаевской академии Генерального штаба.
19
сент.
1907г.
С.
3.


[стр.,112]

Таким образом, массовое учреждение офицерских собраний являлось составной частью консервативно-стабилизационной политики царизма в Вооруженных силах, так как в большой мере способствовало осуществлению контроля над поведением и морально-психологическим состоянием офицеров, а также формированию корпоративных моральных ценностей, важнейшей из которых была верность присяге и государю императору.
Небезынтересным звеном анализируемой организационной структуры являлись средства массовой информации, к которым в начале XX века относились периодическая печать и кинематограф.
Использование средств кино-фотоискусства и музыки в значительной мере повысили возможности пропаганды монархизма и произвели своеобразную революцию в традиционном для авторитарного общества поклонении портретам самодержца, истоки которого были в почитании икон.
Широко растиражированные портреты царя
являлись неизменным атрибутом казарм и помещений офицерских собраний.
В подобном контексте, бесспорно, заслуживает внимания тот факт, что к началу XX столетия работа над портретами царствующей особы перестала являться монополией художников, рекомендованных Императорским Эрмитажем.
Для каждого воинского подразделения считалось великой честью получить в дар такой портрет.
Поэтому, согласно
распоряже242 нию Военно-походной канцелярии , писать их поручали только известным живописцам, среди которых были В.А.
Серов, Н.П.
БогдановБельский, В.Г.
Маковский и др.
Низкая стоимость изготовления фотографий в сочетании с возможностью оперативно реагировать па многочисленные события (в основном, парады, юбилеи и встречи Николая II с офицерами) обусловили их доступность, н, как следствие, высокую эффективность в качестве одного нз средств воспитания военнослужащих.
Фотопортреты царя и членов императорской семьи, работы лучших фотографов того времени (Буассона, Эг242РГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.686.
Л.
3,22,38,99, 100, 196.
112

[Back]