Проверяемый текст
[стр. 127]

канцелярии , писать их поручали только известным живописцам, среди которых были В.А.
Серов, Н.П.
Богданов-Бельский, В.Г.
Маковский и др.
Низкая стоимость изготовления фотографий в сочетании с возможностью оперативно реагировать
на многочисленные события (в основном, парады, юбилеи и встречи Николая II с офицерами) обусловили их доступность, и, как следствие, высокую эффективность в качестве одного из средств воспитания военнослужащих.
Фотопортреты царя и членов императорской семьи работы лучших фотографов того времени (Буассона,
Эглера, Гана) благодаря их несомненным художественным достоинствам отражали личное обаяние самодержца и весьма способствовали укреплению его авторитета в войсках.
Диссертант счел важным подчеркнуть, что изучаемый исторический период ознаменовался также бурным развитием кинематографа.
Здесь
надо отметить интересную деталь.
В первое время император настороженно отнесся к популярности кино, справедливо (и не без участия духовенства) узрев в нем конкурента церкви.
Позже специалистам в области
воспитательной работы удастся переубедить царя.
Например, генерал М.
Левицкий в своей переписке с Николаем II утверждал, что воздействие кинематографа поможет «очень скоро перевоспитать в желательном направлении весь русский народ и заставить его думать и чувствовать
единообразно»347.
Огромное значение органы государственной власти и военного управления придавали и такому традиционному к тому времени средству, как периодические издания: они должны были пропагандировать государственномонархические ценности и формировать положительный образ верного престолу защитника Отечества.
В России конца XIX начала XX
столетия существовало немало специализированных журналов, освещавших вопросы военной подготовки, в том числе и по нашей теме.
Среди них, по мнению соискателя, есть необходимость отметить газету «Русский инвалид», журналы «Разведчик», «Военный сборник»,
127 346 346РГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.686.
Л.
3,22,38,99, 100,196.
347Там же.
Д.
1269.
Л.447.
[стр. 112]

Таким образом, массовое учреждение офицерских собраний являлось составной частью консервативно-стабилизационной политики царизма в Вооруженных силах, так как в большой мере способствовало осуществлению контроля над поведением и морально-психологическим состоянием офицеров, а также формированию корпоративных моральных ценностей, важнейшей из которых была верность присяге и государю императору.
Небезынтересным звеном анализируемой организационной структуры являлись средства массовой информации, к которым в начале XX века относились периодическая печать и кинематограф.
Использование средств кино-фотоискусства и музыки в значительной мере повысили возможности пропаганды монархизма и произвели своеобразную революцию в традиционном для авторитарного общества поклонении портретам самодержца, истоки которого были в почитании икон.
Широко растиражированные портреты царя являлись неизменным атрибутом казарм и помещений офицерских собраний.
В подобном контексте, бесспорно, заслуживает внимания тот факт, что к началу XX столетия работа над портретами царствующей особы перестала являться монополией художников, рекомендованных Императорским Эрмитажем.
Для каждого воинского подразделения считалось великой честью получить в дар такой портрет.
Поэтому, согласно распоряже242 нию Военно-походной канцелярии , писать их поручали только известным живописцам, среди которых были В.А.
Серов, Н.П.
БогдановБельский, В.Г.
Маковский и др.
Низкая стоимость изготовления фотографий в сочетании с возможностью оперативно реагировать
па многочисленные события (в основном, парады, юбилеи и встречи Николая II с офицерами) обусловили их доступность, н, как следствие, высокую эффективность в качестве одного нз средств воспитания военнослужащих.
Фотопортреты царя и членов императорской семьи, работы лучших фотографов того времени (Буассона,
Эг242РГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.686.
Л.
3,22,38,99, 100, 196.
112

[стр.,113]

лера, Гана), благодаря их несомненным художественным достоинствам, отражали личное обаяние самодержца и весьма способствовали укреплению его авторитета в войсках.
Соискатель считает важным подчеркнуть, что изучаемый исторический период ознаменовался также бурным развитием кинематографа.
Здесь
стоит зафиксировать интересную деталь.
В первое время император настороженно отнесся к популярности кино, справедливо (и не без участия духовенства) узрев в нем конкурента церкви.
Позже специалистам в области
патриотической пропаганды удастся переубедить царя.
Например, генерал М.
Левицкий в своей переписке с Николаем II утверждал, ч то воздействие кинематографа поможет «очень скоро перевоспитать в желательном направлении весь русский народ и заставить его думать и чувствовать
единообразно»243.
Огромное значение органы государственной власти и военного управления придавали и такому традиционному к тому времени средству, как периодические издания: они должны были пропагандировать государственно-монархические ценности и формировать положительный образ верного престолу защитника Отечества.
В России конца XIX начала XX
столетий существовало немало специализированных журналов, освещавших вопросы военной подготовки, в том числе и проблему, исследуемую в настоящей научной квалификационной работе.
Среди них, по мнению соискателя, есть необходимость отметить газету «Русский инвалид», журналы «Разведчик», «Военный сборник»,
«Морской сборник», «Вестник военного и военно-морского духовенства», «Педагогический сборник», «Офицерская жизнь».
В данных изданиях печатались труды не только известных ученых, теоретиков и аналити244 1 ков , но и статьи армейских офицеров-практиков, излагавших свою точ113 243Там же.
Д.1269.
Л.447.
244К.
Д.
Ушинского.
М.
И.
Драгомирова, П.О.
Бобровского, Д.П.
Парского и др.
— Примеч.
авт.

[Back]