ность приобретала политическая ориентация обучающихся. В духе традиционной для русской военной школы аполитичности глубинные вопросы социального недовольства в обществе с юнкерами не обсуждались. По признанию А.И.Деникина, ни училищная программа, ни начальство не задавались целью расширить кругозор воспитанников и ответить на их духовные запросы: «Русская жизнь тогда бурлила, но все так называемые «проклятые вопросы», вся «политика» — понятия, под которые подводилась вся область государствоведения и социальных знаний, проходили мимо нас»406. Характерно, что воспитатели представляли социалистов и революционеров как разбойников. Буквально в виде вселенского зла, с коим нужно вести беспощадную борьбу. И от данного зла надо всемерно ограждать армию. При проведении воспитательных мероприятий необходимо было достигнуть такого положения дел, чтобы юнкера во время отпусков и каникул не могли изменить своих воззрений, чего бы они ни наслышались в том обществе, куда временно 407 попадут . Следует подчеркнуть: самодержавие всегда стремилось поставить армию вне политики и активного участия в общественной жизни, считая политический плюрализм угрозой одному из основополагающих принципов военного руководства — единоначалию. Последовательность власти в данном направлении наглядно иллюстрирует факт лишения военнослужащих избирательных прав: в выборах в Государственную думу не участвовали «воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе»408. Однако, сознавая невозможность культивирования в среде офицерства абсолютной аполитичности в сложившейся обстановке и бесперспективность практики отчуждения воспитуемых от политики, органы государственной власти и военного управления в 1905 г. предписали преподавательскому составу ГУВУЗ ознакомить юнкеров с «доблестными подвигами нижних чинов в борь406Деникии А. И. Путь русского офицера... С. 48. 407См.: Из воспоминаний о летних занятиях юнкеров Александровского военного училища в 1906г // Александровец. 1907. № 5. С. 56. 408ПСЗРИ. Собр. третье. СПб., 1908. Т.XXV. Отд.1. №26662. 149 |
наук нет ни одной, которая бы подчеркнула и обрисовала значение и обязанности воспитателя»270. По воспоминаниям выпускника Александровского военного училища Маршала Советского Союза А.М. Василевского, «мы получали самые общие знания и навыки, необходимые офицеру лишь на первых порах»271. Однако радикальных изменений в решении проблемы, означенной выше, достигнуть не удалось. Об этом говорит сам факт того, что в учебных программах не предусматривалось изучение военной психологии и педагогики. И прав кавалерийский офицер Дрозд-Бончевский, с горечыо писавший, что офицеры не получают никакой теоретической подготовки в области военной психологии. «Офицер, вышедший из училища, даже не подозревает, что одна из его обязанностей будет состоять в умении влиять 272 на умы своих подчиненных» . В работе по формированию у юнкеров ценностей, присущих офицеру — верному слуге престолу и Отечеству, все большую актуальность приобретала политическая ориентация обучающихся. В духе традиционной для русской военной школы аполитичности глубинные вопросы социального недовольства в обществе с юнкерами не обсуждались. По признанию Л.И. Деникина, ни училищная программа, ни начальство не задавались целью расширить кругозор воспитанников и ответить на их духовные запросы: «Русская жизнь тогда бурлила, но все так называемые «проклятые вопросы», вся «политика» — понятия, под которые подводилась вся область государствоведения и социальных знаний, проходили мимо 128 2'°Дрозд-Бонячевский. Нравственный элемент как основа управления, воспитания и обучения // Воен. сб. 1907. №12. С. 117. 271Василевский А. М. Дело всей жизни. Кн.1 / А. М. Василевский. М., 1989.-С. 17. 272 Дрозд-Бончсвский. Указ. соч. С. 141. 273Деникин А. И. Путь русского офицера... С. 48. Характерно, что воспитатели представляли социалистов и революционеров как разбойников. Буквально в виде вселенского зла, с коим нужно вести беспощадную борьбу. И от данного зла надо всемерно ограждать армию. При проведении воспитательных мероприятий необходимо было достигнуть такого положения дел, чтобы юнкера во время отпусков и каникул не могли изменить своих воззрений, чего бы они ни наслышались в том обществе, куда временно попадут274. Следует подчеркнуть: самодержавие всегда стремилось поставить армию вне политики и активного участия в общественной жизни, считая политический плюрализм угрозой одному из основополагающих принципов военного руководства — единоначалию. Последовательность власти в данном направлении наглядно иллюстрирует факт лишения военнослужащих избирательных прав: в выборах в Государственную думу не участвовали «воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе»275. Однако, сознавая невозможность культивирования в среде офицерства абсолютной аполитичности в сложившейся обстановке и бесперспективность практики отчуждения воспитуемых от политики, органы государственной власти и военного управления в 1905 г. предписали преподавательскому составу ГУВУЗ ознакомить юнкеров с «доблестными подвигами нижних чинов в борьбе с революционерами»276. Военный министр письмом от 1-го июня 1906 г. сообщал начальнику Г'УВУЗ великому князю Константину Константиновичу о желательности ознакомления юнкеров с социалистическими теориями в процессе подготовки будущих офицеров к осуществлению воспитания нижних чинов в духе преданности престолу и проведения антиреволюционной пропаганды, 129 274См.: Из воспоминаний о летних занятиях юнкеров Александровского военного училища в 1906г // Александровец. 1907. № 5. С. 56. 275ПСЗРИ. Собр. третье. СПб., 1908. T.XXV. Отд. 1. №26662. 276РГВИА, ф.725. оп.45, д.939. л. 1. |