Проверяемый текст
[стр. 150]

бе с революционерами»4 .
Военный министр письмом от 1-го июня 1906 г.
сообщал начальнику ГУВУЗ великому князю Константину Константиновичу о желательности ознакомления юнкеров с социалистическими теориями в процессе подготовки будущих офицеров к осуществлению воспитания нижних чинов в духе преданности престолу и проведения антиреволюционной пропаганды,
для чего планировалось пригласить ведущих профессоров университетов и военных академий.4 0 Помощник военного министра генерал-лейтенант A.A.
Поливанов предлагал воплотить данную идею в новых программах для военных училищ, предусматривавших: изучение роли офицера как руководителя и воспитателя солдата;
получение понятий об анархизме и социализме и общего представления об аграрном и рабочем вопросах, изложенных так, чтобы офицер мог дать ответ на вопрос нижнего чина411.
Примечательно, что уже в 1908 г.
курс военного училища пополняется новой дисциплиной — «учением о социалистических теориях»
(изучаемым в качестве особого отдела военного законоведения).
Обусловленность подобного курса — необходимость офицеру знать, «чем он может парализовать пропаганду последователей крайних партий, проникающих в ряды
армии»4 .
Изменения учебно-воспитательного процесса (правда, по мнению диссертанта, главным образом, косметические) были произведены и
в системе высшего военного образования, где готовились штаб-офицерские кадры.
После Русско-японской войны к пяти имеющимся академиям (Генерального
штаба413, артиллерийской, инженерной, военно-юридической и военно-медицинской) была открыта и интендантская.
150 409РГВИА.
Ф.725.
Оп.45.
Д.939.
Л.1.
410Более подробно см.: Теркун А.
Н.
Указ.
соч.
С.
73.

41'Циркуляр ГУВУЗ № 19915 от 1909г.
412Военная энциклопедия / под ред.
В.
Ф.
Новицкого [и др.].
СПб., 1911.
T.
III.
С.
616.
43Примечателыю, что по окончании войны вышло новое положение о Николаевской академии Генерального штаба (приказ по Военному ведомству № 344 от 31 июля 1909г.).
Приказом № 373 от 12 августа 1909 г.
она была переименована в Императорскую, и главным назначением ее становится развитие военного образования в армии (РГВИА.
Ф.1.
Оп.2.
Д.169.Л.З).

[стр. 129]

Характерно, что воспитатели представляли социалистов и революционеров как разбойников.
Буквально в виде вселенского зла, с коим нужно вести беспощадную борьбу.
И от данного зла надо всемерно ограждать армию.
При проведении воспитательных мероприятий необходимо было достигнуть такого положения дел, чтобы юнкера во время отпусков и каникул не могли изменить своих воззрений, чего бы они ни наслышались в том обществе, куда временно попадут274.
Следует подчеркнуть: самодержавие всегда стремилось поставить армию вне политики и активного участия в общественной жизни, считая политический плюрализм угрозой одному из основополагающих принципов военного руководства — единоначалию.
Последовательность власти в данном направлении наглядно иллюстрирует факт лишения военнослужащих избирательных прав: в выборах в Государственную думу не участвовали «воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе»275.
Однако, сознавая невозможность культивирования в среде офицерства абсолютной аполитичности в сложившейся обстановке и бесперспективность практики отчуждения воспитуемых от политики, органы государственной власти и военного управления в 1905 г.
предписали преподавательскому составу ГУВУЗ ознакомить юнкеров с «доблестными подвигами нижних чинов в борьбе с революционерами»276.
Военный министр письмом от 1-го июня 1906 г.
сообщал начальнику Г'УВУЗ великому князю Константину Константиновичу о желательности ознакомления юнкеров с социалистическими теориями в процессе подготовки будущих офицеров к осуществлению воспитания нижних чинов в духе преданности престолу и проведения антиреволюционной пропаганды,
129 274См.: Из воспоминаний о летних занятиях юнкеров Александровского военного училища в 1906г // Александровец.
1907.
№ 5.
С.
56.
275ПСЗРИ.
Собр.
третье.
СПб., 1908.
T.XXV.
Отд.
1.
№26662.
276РГВИА, ф.725.
оп.45, д.939.
л.
1.


[стр.,130]

для чего планировалось пригласить ведущих профессоров университетов и военных академий»277.
Помощник военного министра генерал-лейтенант А.А.
Поливанов предлагал воплотить данную идею в новых программах для военных училищ, предусматривавших: изучение роли офицера как руководителя и воспитателя солдата;
понятия об анархизме и социализме; общего представления об аграрном и рабочем вопросах, изложенное так, чтобы офицер мог 27R дать ответ на вопрос нижнего чина .
Примечательно, что уже в 1908 г.
курс военного училища пополняется новой дисциплиной — «учением о социалистических теориях»
(изучаемой в качестве особого отдела военного законоведения).
Обусловленность подобного курса — необходимость офицеру знать, «чем он может парализовать пропаганду последователей крайних партий, проникающих в ряды
279 армии» .
Изменения учебно-воспитательного процесса (правда, по мнению диссертанта, главным образом косметические) были произведены и
на более высоких уровнях военно-профессионального образования, к которым относились средние специальные (готовившие обер-офицеров), средние и высшие военно-педагогические заведения (формирующие преподавательский и воспитательский состав системы ГУВУЗ), а также высшие военноучебные заведения, где готовились штаб-офицерские кадры.
После Русскояпонской войны к пяти имеющимся академиям (Генерального
штаба280, ар130 277Более подробно см.: Теркун А.
Н.
Указ.
соч.
С.
73.

278Циркуляр ГУВУЗ № 19915 от 1909г.
279Военная энциклопедия / под ред.
В.
Ф.
Новицкого, А.
В.
Шварца, К.
И.
Величко и др.
СПб., 1911.
Т.
111.
С.
616.
280 Примечательно, что по окончании войны вышло новое положение о Николаевской Академии Генерального штаба (приказ по Военному ведомству № 344 от 31 июля 1909г.).
Приказом № 373 от 12 августа 1909 г.
она была переименована в Императорскую, и главным назначением ее становится развитие военного образования в армии (РГВИА, ф.1, оп.2, д.
169, л.З).

[Back]