сках преданности престолу и Отечеству. Однако радикальных достижений здесь не наблюдается. Собственно говоря, как и во всей военной реформе 1905 1912 гг., которая, хотя и была своевременной, но до конца доведена не была. Таким образом, соискатель, резюмируя материалы параграфа, выносит на суд научной общественности следующие суждения обобщающего характера: 1. Деятельность властных структур по практической реализации государственной идеи нравственного воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях отличалась целенаправленностью и целеустремленностью. Постоянно в поле зрения находились вопросы формирования патриотических и нравственных качеств юнкеров, необходимых будущему офицеру. Причем, проблемы именно духовно-нравственного воспитания юнкеров постоянно выступали на первый план. Здесь проявился излишний рационализм в подходе к обучению будущих офицеров, следствием чего явилось ярко выраженное доминирование этического компонента над образовательным в системе подготовки офицерских кадров. 2. В период получения военного образования юнкера попадали в структуру, в которой обеспечивался комплексный подход к их обучению и воспитанию. Однако сказывалось то, что к поступающим в юнкерские училища (а они составляли большинство) были снижены требования к общему уровню образования, что детерминировалось разночинным составом кандидатов в будущие офицеры. Это не могло не сказаться отрицательно на процессе обеспечения единства обучения и воспитания юнкеров. Хотя и опосредованно, но все снижало, в целом, качество практической реализации государственной идеи нравственного воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях. 3. Властные структуры уделяли повышенное внимание состоянию деятельности по практической реализации государственной идеи нравственного воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях. Это проявлялось в следующих явлениях: 156 |
V. Определяющее влияние педагогической практики па развитие теоретических идей в сфере, которой посвящено наше диссертационное исследование. VI. Приоритет патриотических ценностей в комплексе моральноэтических ориентиров, культивируемых официальной идеологией. В то же время, исследуемый период характеризуется и некоторыми негативными тенденциями, главными из которых являются: I. Излишний рационализм в подходе к обучению будущих офицеров, следствием чего явилось ярко выраженное доминирование этического компонента над образовательным в системе подготовки офицерских кадров. I!. Обострение (в связи с демократизацией офицерского корпуса) перманентного конфликта между общекультурными ценностями и военнопрофессиональными критериями оценки офицеров. III. Отсутствие тесного диалектического единства между государственными интересами и общечеловеческими идеалами. Как следствие, полный приоритет государственных интересов, что проявилось в отождествлении патриотических идеалов с особой государя-императора. IV. Сознательное сохранение властными структурами архаичной идеологической базы воспитания (триады ценностей теории официальной народности), что во многом затрудняло осознание офицерами содержания пропагандируемых религиозно-этических и государственнопатриотических ориентиров. V. Приоритет групповой формы воспитания над индивидуальной, приводящий к усилению роли командно-административных методов воздействия на офицеров в процессе формирования их личности и, как следствие, к формальному соблюдению ими соответствующих ритуалов и этических требований. Представляется принципиальным подчеркнуть симптоматичность вышеуказанных тенденций как проявлений охранительно-слерживающей 96 края, западных и юго-западных губерний, не принимались на службу в военно-образовательные учреждения; число лиц инославных христианских исповеданий не должно было превышать 15% штатного состава каждого учебного заведения; армяно-грегориане не допускались на службы в вузы г.Тифлиса; магометане и евреи, даже принявшие православие, не могли на291 значаться ни на какие должности . Данные факты наглядно иллюстрируют как роль религиозного компонента в системе патриотических ценностей, так и степень заботы органов власти об их культивировании в среде воспитуемых. С другой стороны, это наглядная иллюстрация того, как царское правительство допускало дискриминацию офицерства по конфессиональному признаку, что серьезно, хотя и в опосредованной форме, но девальвировало, по оценке диссертанта, патриотические начала в обучении и воспитании будущих офицеров. Итак, можно сделать вывод, что несмотря на кризисные явления в военном строительстве как одной из сторон общенационального кризиса, в который вступала Российская империя, органы государственной власти и военного управления старались поднять на должный уровень деятельность по привитию будущим офицерам качеств, обеспечивающих в их последующей службе в войсках преданности престолу и Отечеству. Однако радикальных достижений здесь не наблюдается. Собственно говоря, как и во всей военной реформе 1905 1912 гг., которая, хотя и была своевременной, но до конца не доведена. II. Работа с офицерством непосредственно в войсках. Анализ данной проблемы представляется целесообразным начать с таких констатаций: 1. Органы государственной власти и военного управления затрачивали значительные усилия по воспитанию армейского офицерства в духе преданности престолу и Отечеству во время прохождения ими военной службы в мирное время непосредственно в строевых частях. Однако они 294РГВИЛ. Ф.725. Оп.46. Д.1393. Л.39. 135 |