шавшая приказ по полку: «Легка и удобна будет нам наша боевая ноша, которую лично государь своими царскими плечами испытал»478. После подавления революции 1905 1907 гг. царизм активизировал деятельность в области восстановления морального авторитета самодержавия. Здесь значимую роль сыграло празднование 300-летия дома Романовых. Только на этот юбилей из бюджета страны было выделено не менее 773 990 рублей. Часть этой суммы перечислялась в войска (приказы о перечислении денег проходили по линии Военно-походной канцелярии), в которых параллельно отмечались многочисленные армейские юбилеи и праздники479 (см. прил.17). Примечательно, что инициатива Государственной думы по сокращению числа табельных дней, посвященных чествованию царской семьи, натолкнулась на сопротивление высшего офицерского состава армии. В ходе обсуждения данного вопроса в Комитете по образованию войск 27 октября 1908г. армейские офицеры категорически протестовали против сокращения числа царских дней, мотивировав это их особой важностью для армии. В крайнем случае, офицеры соглашались на сокращение некоторых религиозных праздников. Видимо, понимая важность соблюдения армейских воспитательных традиций, думские депу480 таты согласились оставить все на своих местах . 3. Пропаганда почетности и важности военной службы со стороны РПЦ. Характерно, что значительный подъем патриотического движения после подавления революции 1905 1907гг. ознаменовался бурным проявлением верноподданнических настроений в духе торжества православия: только за 1906 1912 гг. было открыто около 6 тысяч новых церквей и 3 тысяч часовен481. Полковые храмы являлись одними из центров пышных празднеств в армии; Высочайший манифест по случаю 300-летнего юбилея династии Романовых, буквально пронизанный духом патриотизма и исторического сознания, был зачитан 21 февраля 1913 г. в Казанском соборе. Особого внимания заслу478РГВИА. Ф.970. Оп.З. Д.686. Л. 187. 479Там же. Д. 1322. Л.78, 99. 480РГВИА. Ф.868. Оп.1. Д.797. Л. 185. 481См.: Там же. 170 |
Характерно, что в деле воспитания офицеров-армейцев в духе преданности престолу и Отечеству самодержец осознавал важность личного примера в качестве мощного средства педагогического воздействия, традиционно широко практиковавшегося в отечественной системе подготовки офицерских кадров. Претворяя в жизнь идею патриотической солидарности начальников и подчиненных, император в период пребывания в Крыму в декабре 1909 г. испытал в ходе 20-километрового марша солдатское снаряжение. Это тут же вылилось в крупную всероссийскую пропагандистскую кампанию. Официальные источники подчеркивали, что в непрестанных заботах о благе верноподданных императору благоугодно было лично изучить тяготы снаряжения солдата русской армии339. Царь зачислил себя в списки 16-го стрелкового императора Александра III полка, на базе которого происходил марш, и вручил его командиру полковнику Кияновскому свой портрет в полном походном снаряжении, добавив, что в роты аналогичные портреты будут высланы особо. Интересна фраза, завершавшая приказ по полку: «Легка и удобна будет нам наша боевая ноша, которую лично государь своими царскими плечами испытал»340. После подавления революции 1905 1907 гг. царизм активизировал деятельность в области восстановления морального авторитета самодержавия. Здесь значимую роль сыграло празднование 300-летия дома Романовых. Только на этот юбилей из бюджета страны было выделено не менее 773 990 рублей. Часть этой суммы перечислялась в войска (приказы о перечислении денег проходили по линии Военно-походной канцелярии), в которых параллельно отмечались многочисленные армейские юбилеи и праздники341 (см. табл. 8). 149 339См.: Василевский И. М. Николай II / И. М. ВАсилевский. -1 1г.; М., 1923.-С. 78. 340РГВПЛ. Ф.970. Оп.З. Д.686. Л. 187. 34Там же. Д. 1322. Л.78, 99. Таблица 8 Ю билеи полков и учебны х заведений русской арм ии342 150 Юбилеи 1910г. 1911г. 1912г. 1913г. Всего 200летние 2 10 1 13 100летние 1 36 16 4 57 Всего 3 26 17 4 70 Примечательно, что инициатива Государственной думы по сокращению числа табельных дней, посвященных чествованию царской семьи, натолкнулась на сопротивление высшего офицерского состава армии. В ходе обсуждения данного вопроса в Комитете по образованию войск 27 октября 1908г. армейские офицеры категорически протестовали против сокращения числа царских дней, мотивировав это их особой важностью для армии. В крайнем случае, офицеры соглашались на сокращение некоторых религиозных праздников. Видимо, понимая важность соблюдения армейских воспитательных традиций, думские депутаты согласились оставить все на своих местах343. 3. Пропаганда почетности и важности военной службы со стороны РПЦ. Церковь являлась, что выше в диссертации доказано, одним из важных субъектов организационной структуры практической реализации модели концептуального видения органами государственной власти и военного управления проблемы воспитания армейского офицерства в духе преданности престолу и Отечеству в мирное время. В решении задачи, означенной выше, РПЦ постоянно занимала активную позицию. Это нашло отражение, например, в «Десяти заповедях российских», которые, с благо342Заимствовано: Вапилин Е. Г. Указ. соч. С. 463. 343РГВИА. Ф.868. Оп.1. Д.797. Л.185. Думается, что без особого анализа можно увидеть, что данный документ насквозь пропитан идеей российского патриотизма, облаченной в оболочку православия. Характерно, что значительный подъем патриотического движения после подавления революции 1905 1907гг. ознаменовался бурным проявлением верноподданнических настроений в духе торжества православия: только за 1906 1912 гг. было открыто около 6 тысяч новых церквей и 3 тысяч часовен345. Полковые храмы являлись одними из центров пышных празднеств в армии; Высочайший Манифест по случаю 300-летнего юбилея династии Романовых, буквально пронизанный духом патриотизма и исторического сознания, был зачитан 21 февраля 1913г. в Казанском соборе. Особого внимания заслуживает тот факт, что сотрудничество власти и РПЦ усиливалось также и тем, что военное духовенство являлось составной частью государственного аппарата. К началу XX в. Ведомство военного и морского духовенства состояло из 730 священников, 13.4 диаконов, 99 псаломщиков и обслуживало не только строевые части, но и учебные заведения и госпитали346. Подчеркнем, что протопресвитерское звание приравнивалось к чину генерал-лейтенанта; главный священник, отправлявший службу в гвардии и Петербургском военном округе, состоял в чине, равном полковнику, а полковой священник по званию приравнивался к капитану. Собственно воспитание армейских офицеров, в том числе и в сфере, которой посвящено настоящее диссертационное исследование, конституировалось Синодом как внебогослужебная деятельность347 и включало в себя следующие формы воспитательной работы: 345См.: Платонов О. Терновый венец России. История русского народа в XX веке / О. Платонов. М., 1997. Т. 1. С. 317. 346См.: Русское православие: вехи истории / науч. ред. Л. И. Клебанова. М., 1989.-С. 589. 347См.: Обязанности полкового священника. СПб., 1869. С. 3. 152 |