Проверяемый текст
[стр. 171]

живает тот факт, что сотрудничество власти и РПЦ усиливалось также и тем, что военное духовенство являлось составной частью государственного аппара„„482 та .
В решении задачи, обозначенной выше, РПЦ постоянно занимала активную позицию.
Это нашло отражение, например, в «Десяти заповедях российских», которые, с благословения Синода, широко публиковались в 1905 1913 гг.
во многочисленных официальных изданиях.

Характерно, что первая заповедь гласила: «Возлюби Родину — Русь больше себя самого, ибо она есть мать и кормилица предков твоих, тебя самого, ближних твоих, ибо она для тебя есть путь к совершенству»483.
Данный документ, как показывает его текстологический анализ, насквозь пропитан идеей российского патриотизма, облаченной в оболочку православия (см.
прил.18).
Собственно воспитание армейских офицеров, в том числе и в сфере, которой посвящено настоящее диссертационное исследование, конституировалось Синодом как внебогослужебная
деятельность484 и включало в себя следующие формы воспитательной работы: сбор информации о моральном духе войск; проведение пастырских бесед; проведение занятий по русской истории; организация благотворительной деятельности.
Анализ служебной переписки о религиозно-нравственном состоянии военнослужащих, отложенной в РГВИА (фонды Главного штаба и военно-ученого комитета) позволяет заключить, что не меньшее значение в деле формирования патриотизма
и нравственности в офицерской среде РПЦ придавала образовательной деятельности, которая 171 482К началу XX в.
Ведомство военного и морского духовенства состояло из 730 священников, 134 диаконов, 99 псаломщиков и обслуживало не только строевые части, но и учебные заведения и госпитали
(см.: Русское православие: вехи истории / науч.
ред.

А.
И.
Клебанова.
М., 1989.
С.
589).
Подчеркнем, что протопресвитерское звание приравнивалось к чину генерал-лейтенанта; главный священник, отправлявший службу в гвардии и Петербургском военном округе, состоял в чине, равном полковнику, а полковой священник по званию приравнивался к капитану.

48 Цит.
по: Платонов О.
Терновый венец России: история русского
народа в XX в.
/ О.
Платонов.
М., 1997.
Т.
1.
С.
317.

484См.: Обязанности полкового священника.
СПб., 1869.
С.
3.
[стр. 151]

Словения Синода, широко публиковались в 1905 1913 гг.
во многочисленных официальных изданиях.
Приведем их полностью.
Десять заповедей российских344 Возлюби Родину — Русь больше себя самого, ибо она есть мать и кормилица предков твоих, тебя самого, ближних твоих, ибо она для тебя есть путь к совершенству; Защищай, не щадя жизни своей, единство, целость, свободу и честь Руси, ибо она есть священное твое Отечество, твоя милая родина, ибо она это ты сам; Благоговейно чти и оберегай Веру православную, Самодержавие 1(арекое и первородство Народа Русского, ибо три они создали Русь; Помни о любви к брату твоему русскому и помогай ему ты обязан помочь, ибо одной с ним плоти, крови и духа; Стремись всеми силами твоими к выполнению и применению первородства русских, власть и богатство России должны принадлежать нам; Будь нравственен и не посягай на имущество брага твоего; Будь дисциплинирован и соблюдай законы Русской власти; Помни о врагах Родины: противодействуй им всеми твоими помыслами и силами, не имей с ними никакого дела и помни, что даже копейка, перешедшая от тебя к врагам, усиливает их, ослабляет русских и есть измена Отечеству; Работай, трудись и учись; стремись к познанию природы и окружающего тебя мира и к владычеству над ним; Помни, что без единой Верховной власти — нет единого государства; без господствующей нации — нет крепкого неделимого государства.
151 344Заповеди с благословения Синода широко публиковались в 19051913гг.
во многочисленных официальных изданиях
(См.: Платонов О.
Терновый венец России.
История русского
парода в XX веке / О.
Платонов.
М., 1997.
Т.
! .
С.
317-318.).


[стр.,152]

Думается, что без особого анализа можно увидеть, что данный документ насквозь пропитан идеей российского патриотизма, облаченной в оболочку православия.
Характерно, что значительный подъем патриотического движения после подавления революции 1905 1907гг.
ознаменовался бурным проявлением верноподданнических настроений в духе торжества православия: только за 1906 1912 гг.
было открыто около 6 тысяч новых церквей и 3 тысяч часовен345.
Полковые храмы являлись одними из центров пышных празднеств в армии; Высочайший Манифест по случаю 300-летнего юбилея династии Романовых, буквально пронизанный духом патриотизма и исторического сознания, был зачитан 21 февраля 1913г.
в Казанском соборе.
Особого внимания заслуживает тот факт, что сотрудничество власти и РПЦ усиливалось также и тем, что военное духовенство являлось составной частью государственного аппарата.
К началу XX в.
Ведомство военного и морского духовенства состояло из 730 священников, 13.4 диаконов, 99 псаломщиков и обслуживало не только строевые части, но и учебные заведения и госпитали346.

Подчеркнем, что протопресвитерское звание приравнивалось к чину генерал-лейтенанта; главный священник, отправлявший службу в гвардии и Петербургском военном округе, состоял в чине, равном полковнику, а полковой священник по званию приравнивался к капитану.

Собственно воспитание армейских офицеров, в том числе и в сфере, которой посвящено настоящее диссертационное исследование, конституировалось Синодом как внебогослужебная
деятельность347 и включало в себя следующие формы воспитательной работы: 345См.: Платонов О.
Терновый венец России.
История русского народа в XX веке / О.
Платонов.
М., 1997.
Т.
1.
С.
317.

346См.: Русское православие: вехи истории / науч.
ред.

Л.
И.
Клебанова.
М., 1989.-С.
589.
347См.: Обязанности полкового священника.
СПб., 1869.
С.
3.

152

[стр.,153]

— сбор информации о моральном духе войск; — проведение пастырских бесед; — проведение занятий по русской истории; — организация благотворительной деятельности.
Анализ служебной переписки о религиозно-нравственном состоянии военнослужащих, отложенной в РГВИА (фонды Главного штаба и военноученого комитета), позволяет заключить, что не меньшее значение в деле формирования патриотизма
в офицерской среде РПЦ придавала образовательной деятельности, которая включала в себя создание библиотек при полковых храмах, а также духовную цензуру литературы, поступающей в армию .
4.
Повышение политической благонадежности корпуса армейских офицеров и локализация процессов его революпионизации.
В начале XX в.
данная проблема резко обострилась.
Она требовала, буквально, безотлагательного решения.
Идеологическая компонента воспитания корпуса армейских офицеров в духе преданности престолу и Отечеству требовала всемерного совершенствования.
С данной целью было необходимо усилить контроль над политической благонадежностью офицеров.
Главнейшими историческими предпосылками такого рода деятельности явились события Русско-японской войны и, особенно, революция 1905 1907 гг.
Правда, в данной связи заслуживает внимания тот факт, что еще до дальневосточного конфликта руководство военного ведомства проявляло озабоченность о морально-политическом состоянии армии в связи с «усилением политической пропаганды в войсках и активизацией сил, враждебных существующему социальному и государственному строю»314, Но если после поражения в той позорной для царизма войне определенные 153 348РГВИА.
Ф.400.
Оп.15.
Д.3553.
Л.1-35; Ф.401.
Оп.5/929.
Д.126.
Л.21-83, 87-101; Ф.1.
Оп.1.
Т.37, Д.67139.
Л.1-3.
349РГВИА.
Ф.1.
Оп.1.
Т.35.
Д.64005.
Л.48-49, 90, 94.

[Back]