живает тот факт, что сотрудничество власти и РПЦ усиливалось также и тем, что военное духовенство являлось составной частью государственного аппара„„482 та . В решении задачи, обозначенной выше, РПЦ постоянно занимала активную позицию. Это нашло отражение, например, в «Десяти заповедях российских», которые, с благословения Синода, широко публиковались в 1905 1913 гг. во многочисленных официальных изданиях. Характерно, что первая заповедь гласила: «Возлюби Родину — Русь больше себя самого, ибо она есть мать и кормилица предков твоих, тебя самого, ближних твоих, ибо она для тебя есть путь к совершенству»483. Данный документ, как показывает его текстологический анализ, насквозь пропитан идеей российского патриотизма, облаченной в оболочку православия (см. прил.18). Собственно воспитание армейских офицеров, в том числе и в сфере, которой посвящено настоящее диссертационное исследование, конституировалось Синодом как внебогослужебная деятельность484 и включало в себя следующие формы воспитательной работы: сбор информации о моральном духе войск; проведение пастырских бесед; проведение занятий по русской истории; организация благотворительной деятельности. Анализ служебной переписки о религиозно-нравственном состоянии военнослужащих, отложенной в РГВИА (фонды Главного штаба и военно-ученого комитета) позволяет заключить, что не меньшее значение в деле формирования патриотизма и нравственности в офицерской среде РПЦ придавала образовательной деятельности, которая 171 482К началу XX в. Ведомство военного и морского духовенства состояло из 730 священников, 134 диаконов, 99 псаломщиков и обслуживало не только строевые части, но и учебные заведения и госпитали (см.: Русское православие: вехи истории / науч. ред. А. И. Клебанова. М., 1989. С. 589). Подчеркнем, что протопресвитерское звание приравнивалось к чину генерал-лейтенанта; главный священник, отправлявший службу в гвардии и Петербургском военном округе, состоял в чине, равном полковнику, а полковой священник по званию приравнивался к капитану. 48 Цит. по: Платонов О. Терновый венец России: история русского народа в XX в. / О. Платонов. М., 1997. Т. 1. С. 317. 484См.: Обязанности полкового священника. СПб., 1869. С. 3. |
Словения Синода, широко публиковались в 1905 1913 гг. во многочисленных официальных изданиях. Приведем их полностью. Десять заповедей российских344 Возлюби Родину — Русь больше себя самого, ибо она есть мать и кормилица предков твоих, тебя самого, ближних твоих, ибо она для тебя есть путь к совершенству; Защищай, не щадя жизни своей, единство, целость, свободу и честь Руси, ибо она есть священное твое Отечество, твоя милая родина, ибо она это ты сам; Благоговейно чти и оберегай Веру православную, Самодержавие 1(арекое и первородство Народа Русского, ибо три они создали Русь; Помни о любви к брату твоему русскому и помогай ему ты обязан помочь, ибо одной с ним плоти, крови и духа; Стремись всеми силами твоими к выполнению и применению первородства русских, власть и богатство России должны принадлежать нам; Будь нравственен и не посягай на имущество брага твоего; Будь дисциплинирован и соблюдай законы Русской власти; Помни о врагах Родины: противодействуй им всеми твоими помыслами и силами, не имей с ними никакого дела и помни, что даже копейка, перешедшая от тебя к врагам, усиливает их, ослабляет русских и есть измена Отечеству; Работай, трудись и учись; стремись к познанию природы и окружающего тебя мира и к владычеству над ним; Помни, что без единой Верховной власти — нет единого государства; без господствующей нации — нет крепкого неделимого государства. 151 344Заповеди с благословения Синода широко публиковались в 19051913гг. во многочисленных официальных изданиях (См.: Платонов О. Терновый венец России. История русского парода в XX веке / О. Платонов. М., 1997. Т. ! . С. 317-318.). Думается, что без особого анализа можно увидеть, что данный документ насквозь пропитан идеей российского патриотизма, облаченной в оболочку православия. Характерно, что значительный подъем патриотического движения после подавления революции 1905 1907гг. ознаменовался бурным проявлением верноподданнических настроений в духе торжества православия: только за 1906 1912 гг. было открыто около 6 тысяч новых церквей и 3 тысяч часовен345. Полковые храмы являлись одними из центров пышных празднеств в армии; Высочайший Манифест по случаю 300-летнего юбилея династии Романовых, буквально пронизанный духом патриотизма и исторического сознания, был зачитан 21 февраля 1913г. в Казанском соборе. Особого внимания заслуживает тот факт, что сотрудничество власти и РПЦ усиливалось также и тем, что военное духовенство являлось составной частью государственного аппарата. К началу XX в. Ведомство военного и морского духовенства состояло из 730 священников, 13.4 диаконов, 99 псаломщиков и обслуживало не только строевые части, но и учебные заведения и госпитали346. Подчеркнем, что протопресвитерское звание приравнивалось к чину генерал-лейтенанта; главный священник, отправлявший службу в гвардии и Петербургском военном округе, состоял в чине, равном полковнику, а полковой священник по званию приравнивался к капитану. Собственно воспитание армейских офицеров, в том числе и в сфере, которой посвящено настоящее диссертационное исследование, конституировалось Синодом как внебогослужебная деятельность347 и включало в себя следующие формы воспитательной работы: 345См.: Платонов О. Терновый венец России. История русского народа в XX веке / О. Платонов. М., 1997. Т. 1. С. 317. 346См.: Русское православие: вехи истории / науч. ред. Л. И. Клебанова. М., 1989.-С. 589. 347См.: Обязанности полкового священника. СПб., 1869. С. 3. 152 — сбор информации о моральном духе войск; — проведение пастырских бесед; — проведение занятий по русской истории; — организация благотворительной деятельности. Анализ служебной переписки о религиозно-нравственном состоянии военнослужащих, отложенной в РГВИА (фонды Главного штаба и военноученого комитета), позволяет заключить, что не меньшее значение в деле формирования патриотизма в офицерской среде РПЦ придавала образовательной деятельности, которая включала в себя создание библиотек при полковых храмах, а также духовную цензуру литературы, поступающей в армию . 4. Повышение политической благонадежности корпуса армейских офицеров и локализация процессов его революпионизации. В начале XX в. данная проблема резко обострилась. Она требовала, буквально, безотлагательного решения. Идеологическая компонента воспитания корпуса армейских офицеров в духе преданности престолу и Отечеству требовала всемерного совершенствования. С данной целью было необходимо усилить контроль над политической благонадежностью офицеров. Главнейшими историческими предпосылками такого рода деятельности явились события Русско-японской войны и, особенно, революция 1905 1907 гг. Правда, в данной связи заслуживает внимания тот факт, что еще до дальневосточного конфликта руководство военного ведомства проявляло озабоченность о морально-политическом состоянии армии в связи с «усилением политической пропаганды в войсках и активизацией сил, враждебных существующему социальному и государственному строю»314, Но если после поражения в той позорной для царизма войне определенные 153 348РГВИА. Ф.400. Оп.15. Д.3553. Л.1-35; Ф.401. Оп.5/929. Д.126. Л.21-83, 87-101; Ф.1. Оп.1. Т.37, Д.67139. Л.1-3. 349РГВИА. Ф.1. Оп.1. Т.35. Д.64005. Л.48-49, 90, 94. |