Проверяемый текст
[стр. 175]

лос»495, привела к ее закрытию 5 сентября 1906г.
по требованию военного министра
А.Ф.Редигера распоряжением санкт-петербургского градоначальника496.
За работой легальных издательств, типографий и редакций газет наблюдали органы духовной и светской цензуры, целью которых был запрет сочинений и статей, излагавших «вредные учения социализма и коммунизма, клонящиеся к ниспровержению существующего порядка и к водворению
анархии»497.
Главным и особо суровым цензором в Российской империи являлась
РПЦ498.
Литература религиозно-нравственного содержания, не попадавшая в поле зрения Синода, в армии направлялась на рецензию к протопресвитеру военного и морского
духовенства499.
В военных структурах РПЦ существовал специализированный орган — Духовное правление, издававшее специальные рекомендательные каталоги, которые использовались в качестве ориентиров для комплектования армейских библиотек.
Подчеркнем, что на фоне духовной цензуры светская
цензура выглядела относительно снисходительной.
Первичный контроль и руководство книжной политикой были вверены МВД, которое осуществляло его через Главное управление по делам печати; последнее периодически публиковало каталоги изданий, запрещенных к печати и распространению в России500.

Примечатель175 495Первая в России ежедневная частная независимая военно-общественная газета, возникшая в конце 1905г.
— Примеч.
авт.
49бВсего вышло 196 номеров (см.: Военная энциклопедия.
СПб., 1912.
Т.
VI.
С.
538-584).

497Русское православие: вехи истории.
М., 1989.
С.
482.
498Так, в начале XX столетия особого внимания Синода удостоились сочинения Л.Н.
Толстого, отлученного от церкви.
На основании постановления Святейшего синода военный министр приказом от 30 ноября 1908 г.
дал указание изъять из библиотек военно-учебных заведений книгу Л.Н.
Толстого «Учение Христа, изложенное для детей».

(РГВИА.
Ф.868.
Оп.1.
Д.901.
Л.З.) Ряд книг писателя («О войне и военном деле», «О непротивлении злу», «Патриотизм и мир») был запрещен, что автоматически преграждало им путь в библиотеки военного ведомства (см.: Русское православие: вехи истории.
М., 1989.
С.
485).

499См.: Запольский Е.
О.
О военных законах / Е.
О.
Запольский // ВВД.
-1911.
№ 10.
С.
318.

500Так, в 1903 году в списке «крамольных книг», включавшем в себя 239 изданий, четыре были посвящены военным вопросам: книга Г.
Магарделя «Пролетариат и армия», М.П.
Драгоманова «До чего довоевались.
По поводу плохого исхода войны 1877 года», Н.
Зибарова «О сожжении оружия духоборами», «Духоборцы в дисциплинарном батальоне».
Запрет цензоры объяснили тенденциозными оценками государства и армии
(см.: Вапилин Е.
Г.
Указ.
соч.
С.
330).
[стр. 156]

но-психологическое состояние офицерского корпуса армии было одним из первостепенных установок воспитания корпуса армейских офицеров в духе преданности престолу и Отечеству.
Пытаясь выхолостить критический дух прессы, снизить интерес к ней со стороны офицерского состава армии и лишить ее возможности влиять на умонастроения в частях, политический режим царизма применял различные приемы и методы, основными из которых стали административно-командные меры запретительного характера.
Например, власть ограничивала права военнослужащих на сотрудничество с прессой.
Это практически лишало офицерство последнего источника злободневной и достоверной информации о жизни войск.
Более радикальным средством являлось изъятие и уничтожение нелегальных изданий, попадавших в строевые части.
Важное место в деятельности институтов власти в сфере, которой посвящено настоящая диссертационное исследование, занимала система контроля за поступающей в армию литературой.
Здесь показательна история с «Военным голосом» — первой в России ежедневной частной независимой военно-общественной газетой, возникшей в конце 1905г., пользовавшейся популярностью в армии и выходившей тиражом в 5 тыс.
экземпляров.
Критика военной системы, звучавшая на страницах газеты, привела к се закрытию 5 сентября 1906г.
по требованию военного министра
А.Ф.Рсдигера распоряжением санкт-петербургского градоначальника.
Всего вышло 196 номеров' .
За работой легальных издательств, типографий и редакций газет наблюдали органы духовной и светской цензуры, целью которых был запрет сочинений и статей, излагавших «вредные учения социализма и коммунизма, клонящиеся к ниспровержению существующего порядка и к водворению
анархии»359.
156 " Военная энциклопедия.
СПб., 1912.
Т.
VI.
С.
538-584.

359Русское православие: вехи истории.
М., 1989.
С.
482.


[стр.,157]

Главным и особо суровым цензором в Российской империи являлась Русская православная церковь.
Так, в начале XX столетия особого внимания Синода удостоились сочинения Л.Н.
Толстого, отлученного от церкви.
На основании постановления Святейшего синода военный министр приказом от 30 ноября 1908г.
дал указание изъять из библиотек военно-учебных заведений книгу Л.Н.
Толстого «Учение Христа, изложенное для детей»
36°.
Ряд книг писателя361 был запрещен, что автоматически преграждало им путь в библиотеки военного ведомства.
Литература религиознонравственного содержания, не попадавшая в поле зрения Синода, в армии направлялась на рецензию к протопресвитеру военного и морского
духо362 венства .
В военных структурах РПЦ существовал специализированный орган — Духовное правление, издававшее специальные рекомендательные каталоги, которые использовались в качестве ориентиров для комплектования армейских библиотек.
Подчеркнем, что на фоне духовной цензуры светская
выглядела относительно снисходительной.
Первичный контроль и руководство книжной политикой были вверены МВД, которое осуществляло его через Главное управление по делам печати; последнее периодически публиковало каталоги изданий, запрещенных к печати и распространению в России.

'Гак, в 1903 году в списке «крамольных книг», включавшем в себя 239 изданий, четыре были посвящены военным вопросам: книга Г.
Магарделя «Пролетариат и армия», М.П.
Драгоманова «До чего довоевались.
По поводу плохого исхода войны 1877 года», Н.
Зибарова «О сожжении оружия духоборами», «Духоборцы в дисциплинарном батальоне».
Запрет цензоры объяснили тенденциозными оценками государства и армии363.

Примечательно, 157 36НРГВИА.
Ф.868.
Оп.1.
Д.901.
Л.З.
361«0 войне и военном деле», «О непротивлении злу», «Патриотизм и мир» (см.: Русское православие: вехи истории.
М., 1989.
С.
485.).

3б2См.: Запольский Е.
О.
О военных законах / Е.
О.
Запольский // ВВД.
-1911.№ 10.
—С.
318.

363Цит.
по: Вапилин Е.
Г.
Указ.
соч.
С.
330.

[Back]