Проверяемый текст
[стр. 178]

властью универсальным средством консервативно-стабилизирующей политики, проводимой в войсках.
Органы государственной власти и военного управления не абсолютизировали запретительные меры и прекрасно осознавали, что для патриотического
и нравственного сплочения офицерского корпуса необходимо преодолеть как сословные противоречия, так и конфликт поколений.
Обеспокоенность властных структур данной проблемой ярко иллюстрирует циркулярное письмо военного министра генерала П.С.

Ванновского о методах борьбы с революционной пропагандой в армии за №341 от 22-го мая 1884 г.
Исходя из того, что для офицерской молодежи характерна
особая податливость к внушению вредных идей вследствие легкомыслия, свойственного молодости, министр предложил отвлечь их от «сообщества с вредными слоями городского населения, особенно там, где есть студенты, сосланные политические преступники или лица, признанные неблагонадежными»511.
П.С.
Ванновский был убежден в том, что в армии недооценивалась роль старших офицеров как духовных наставников молодежи, и призывал восстановить доверительные отношения между поколениями с помощью разнообразных неформальных мер, способных заставить молодых офицеров отказаться от поиска духовной пищи вне офицерского общества.
Представляется важной такая констатация: политический режим самодержавия всемерно старался закрепить и распространить позитивный опыт психологического сплочения офицерских коллективов, накопленный в рамках функционирования офицерских собраний и различных военных союзов и обществ512.
Сочетая методы запрета, дозволения и поощрения, органы военного управления стремились усилить изоляцию корпуса армейских офицеров от нежелательных влияний общества, усугубляя тем самым пропасть между военными и штатскими, всегда имевшую место в российской
действительности5 .
511РГВИА.
Ф.970.
Оп.З, Д.55.
Л.2.
512Более подробно см.: Ахундзянов С.
Военные собрания России / С.
Ахундзянов // Лектору и пропагандисту: вопр.
теории и методики / ГВПУ ВС СССР.
1991.
№ 2.
С.
9093.

513Более подробно см.: Волков С.
В.
Указ.
соч.
С.
295; Соловьев В.
А.
Воспоминания
178
[стр. 160]

определенный тип политической культуры, подчеркивая монархический колорит исторического процесса.
В данном контексте символичен не только выпуск многотомного «роскошного издания» истории России, но и выход в свет публикаций черносотенного содержания (тенденция, весьма характерная для исторической обстановки в России в период послереволюционного подъема военнопатриотических настроений).
Например, после революции 1905 1907гг.
Русским народным союзом Михаила Архангела издается «Книга русской скорби» — многотомное собрание биографий русских людей, убитых или замученных «революционными бандитами».
Среди героев: великий князь Сергей Алексанрович и крестьянин из села Конотопа Волыревский; штабскапитан минной роты Лишин и генерал Мин; петербургский градоначальник Лауниц и член Союза русского народа Журавель; начальник штаба в Тифлисе Грязное и генерал Полковников; симбирский губернатор Старышкевич и крестьянин Рыжков; генерал граф Шувалов и городовой из Елатьмы Ганин; акмолинский губернатор Литвинов и помошник.пристава Шаталович; министр внутренних дел Плеве и крестьянин Гусаков’72.
Однако подчеркнем, что цензура, игравшая обеспечительную роль в системе морально-психологического обеспечения вооруженных сил, не считалась властью универсальным средством консервативностабилизирующей политики, проводимой в войсках.
Органы государственной власти и военного управления не абсолютизировали запретительные меры и прекрасно осознавали, что для патриотического
сплочения офицерского корпуса необходимо преодолеть как сословные противоречия, так и конфликт поколений.
Обеспокоенность властных структур данной проблемой ярко иллюстрирует циркулярное письмо военного министра генерала П.С.

Банковского о методах борьбы с революционной пропагандой в армии за №341 от 22-го мая !884г.
Исходя из того, что для офицерской молодежи характерна
372См.: Платонов О.
Указ.
соч.
С.
322.
160

[стр.,161]

особая податливость к внушению вредных идей вследствие легкомыслия, свойственного молодости, министр предложил отвлечь их от «сообщества с вредными слоями городского населения, особенно там, где есть студенты, сосланные политические преступники или лица, признанные неблагонадежными»373.
П.С.
Ванновский был убежден в том, что в армии недооценивалась роль старших офицеров как духовных наставников молодежи и призывал восстановить доверительные отношения между поколениями с помощью разнообразных неформальных мер, способных заставить молодых офицеров отказаться от поиска духовной пищи вне офицерского общества.
Представляется важной такая констатация: политический режим самодержавия всемерно старался закрепить и распространить позитивный опыт психологического сплочения офицерских коллективов, накопленный в рамках функционирования офицерских собраний374 и различных военных союзов и обществ.
Сочетая методы запрета, дозволения и поощрения, органы военного управления стремились усилить изоляцию корпуса армейских офицеров от нежелательных влияний общества, усугубляя тем самым пропасть между военными и штатскими, всегда имевшую место в российской
действительности37'.
Между тем, некоторая часть офицеров была убеждена в том, что от революционной пропаганды уберечь армию невозможно: «Она будет или скрыто пронизываться в нее, медленно подтачивая основы ее жизни и быта, или же будет врываться туда вместе с подготовленным для это/ю настроением новобранческого элемента».
Чтобы армия не поддалась увлече161 РГВИА.
Ф.970.
Оп.З, Д.55.
Л.2.
374Более подробно см.: Ахундзянов С.
Военные собрания России / С.
Ахундзянов // Лектору и пропагандисту: вопр.
теории и методики.
ГВПУ ВС СССР, 1991.-№ 2.-С.
90-93.

ЗТзБолее подробно см.: Волков С.
В.
Указ.
соч.
С.
295; Соловьев В.
А.
Воспоминания
дипломата/В.
А.
Соловьев.
М., 1959.-С.
135.

[Back]