Проверяемый текст
[стр. 187]

стоятельствах было их поступление в военную академию или увольнение (часто невозможное по причинам материальной необеспеченности), худшим — полное равнодушие и игнорирование службы.
И уникальным примером, иллюстрирующим данный тезис, является повесть А.И.
Куприна «Поединок», в которой рельефно, беспощадно, с гневом и
болью очерчены проблемы офицерской среды конца XIX начала XX в.
(см.

прил.19).
4.
Не совсем правильное понимание тезиса драгомировской системы воспитания о преобладании нравственной силы армии.
Многие специалисты противопоставляли нравственный дух и практический опыт военнопрофессиональному образованию: по мнению генерала Г.И.Бобрикова, «первенствующее значение для нравственной силы армии имеет ценз самостоятельного боевого командования войсками, ничего общего
не имеющий с цензом академической учености» .
Следствием распространения подобных воззрений было формальное отношение офицеров к самоподготовке и проведению служебных занятий; как отмечает главнокомандующий Кавказским военным округом в упомянутой выписке из заключений по годовым отчетам войсковых начальников, «необходимость следить за военной литературой не привита в среде наших
офицеров»539.
5.
Систематический отрыв войск от боевой подготовки для выполнения полицейских функций.
Если в 1905 1906 гг.
гражданские власти 6486 раз вызывали войска для подавления волнений, то в 1907 году — уже 156787 раз, то есть в 24 раза (!)
чаще540.
В свете таких цифр становится понятным, почему военный министр А.Ф.
Редигер в марте 1908 г., признав низкий уровень боевой подготовки, заявил Председателю Совета министров и министру внутренних дел П.А.
Столыпину: «Армия не учится, а служит
Вам»541.
Отечественный военно-исторический опыт показывает: войска, оторванные от боевой учебы для
Я8РГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.
1396.
Л.22.
539Там же.
Ф.868.
Оп.1.
Д.713.
Л.31.
540См.: Вехи российской истории.
СПб., 1994.
С.
81.

541Цит.
по: Поливанов А.
А.
Из дневника и воспоминаний по должности военного министра и его помощника.
1907 — 1916 гг.
/ А.
А.
Поливанов.
М., 1924.
С.
42.

187
[стр. 171]

ности и т.п.
«Все это так несложно, так просто, что со всем этим легко справляются фельдфебели и унтер-офицеры, а офицер являлся в большинстве случаев просто контрольным аппаратом»401.
Аналогичные оценки весьма часто встречаются в публицистике конца XIX начала XX столетия402.
Подобное массовое осознание бессмысленности службы исключительно разлагающе действовало на офицерский состав армии.
В-третьих, господство в частях духа «военного ремесленничества», что явилось следствием отсутствия интереса офицеров к военному делу.
Следует заметить, что чиновники Военного министерства знали о положении дел в строевых подразделениях и всячески старались усилить воспитательную работу, но решение данной проблемы они видели только в общей административно-правовой регламентации процесса воспитания офицеров.
Неприятие необходимости труда (как в области управления и работы с нижними чинами, так и самообразования), свойственное подавляющему большинству строевых офицеров, а также их стремление «царствовать на должности» приводило к тому, что они не работали сами и мешали продвигаться по службе молодым, более инициативным офицерам, желавшим на деле выполнять свой воинский долг перед Родиной.
Следствием этого было то, что вскоре после прибытия из военноучебного заведения в строй молодые офицеры, не видя реальных перспектив для приложения своих знаний, впадали в апатию.
Лучшим исходом в таких обстоятельствах было их поступление в военную академию или увольнение (часто невозможное по причинам материальной необеспеченности), худшим — полное равнодушие и игнорирование службы.
Уникальным примером, иллюстрирующим данный тезис, является повесть А.И.
Куприна «Поединок», в которой рельефно, беспощадно, с гневом и
171 40Врусилов А.
А.
Указ.
соч.
С.
8.
402См., напр.: Левитский М.
Воспитание солдата / М.
Левитский // Братская помощь.
1910.
№ 10.
С.
22-46; Куприн А.
И.
Поединок // Собр.соч.: в 9 т.
М., 1971.
Т.
4.
С.
203.


[стр.,172]

болью очерчены проблемы офицерской среды конца XIX начала XX в.
(см.

прил.9).
В-четвертых, не совсем правильное понимание тезиса драгомировской системы воспитания о преобладании нравственной силы армии.
Многие специалисты противопоставляли нравственный дух и практический опыт военно-профессиональному образованию: по мнению генерала Г.И.
Бобрикова, «первенствующее значение для нравственной силы армии имеет ценз самостоятельного боевого командования войсками, ничего общего
404 не имеющим с цензом академическом учености» .
Следствием распространения подобных воззрений было формальное отношение офицеров к самоподготовке и проведению служебных занятий; как отмечает главнокомандующий Кавказским военным округом в упомянутой выписке из заключений по годовым отчетам войсковых начальников, «необходимость следить за военной литературой не привита в среде наших
офицеров»451'1.
ЕЗ-пятых.
систематический отрыв войск от боевой подготовки для выполнения полицейских функций.
Если в 1905 1906 гг.
гражданские власти 6486 раз вызывали войска для подавления волнений то в 1907 году — уже 156787 раз, то есть в 24 раза (!)
чаще403.
В свете таких цифр становится понятным, почему военный министр А.Ф.
Редигер в марте 1908 г., признав низкий уровень боевой подготовки, заявил председателю Совета министров и министру внутренних дел П.А.
Столыпину: «Армия не учится, а служит
Вам»406.
Отечественный военно-исторический опыт показывает: войска, оторванные от боевой учебы для
выполнения не типичных для них функций (тем более, полицейских) разлагаются.
И пи о каком форми172 403РГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.
1396.
Л.22.
404Там же.
Ф.868.
Оп.1.
Д.713.
Л.31.
405См.: Вехи российской истории.
СПб., 1994.
С.
81.

406Цит.
по: Поливанов А.
А.
Из дневника и воспоминаний по должности военного министра и его помощника.
1907 — 1916 гг.
/ А.
А.
Поливанов.-М., 1924.-С .
42.

[Back]