Проверяемый текст
[стр. 189]

нравственного воспитания офицерства, проводимая непосредственно в строевых частях, занимала важное место.
Между тем, здесь
имелись серьезные затруднения.
6.
Укрепление воинской дисциплины и правопорядка.
Анализ
источ544 ников и литературы позволяет заключить: во властных структурах, имелось четкое понимание того, что без должной работы с корпусом армейских офицеров по обеспечению его личной примерности в воинской дисциплине, а также организующе-мобилизующей роли в ее укреплении, невозможно достичь высокого уровня в деле практической реализации государственной идеи нравственного воспитания офицерства.
Между тем, в анализируемый период состояние воинской дисциплины и правопорядка среди армейских офицеров было не на столь высоком уровне, как того желало государственное руководство.
Подобное положение
было обусловлено кризисными явлениями в состоянии офицерского корпуса, что выше проанализировано.
Кроме того,
здесь можно выделить еще два существенных, по мнению соискателя, обстоятельства: Во-первых, разногласия и конфликты в вышестоящих структурах армейской иерархии, подрывавшие морально-психологическое состояние офицерства в строевых частях.
По свидетельству полковника, князя С.К.
БелосельскогоБелозерского, в армии царила расхлябанность, так как склоки и интриги в среде высшего командования, «такие
дрязга и грязные истории подрывают авторитет начальства и развращающе действуют на армию, которая требует наоборот большой подтяжки»545.
Во-вторых, дефекты кадровой политики органов военного управления: большинство командиров частей чувствовали себя «пожизненными сатрапами».
А.Ф.
Редигер, принимая пост военного министра, вынужден был
конста544См., напр.: Всеподданнейший доклад по Военному министерству (1906 1913 гг.); Инструкция для офицеров, обучающихся в Николаевской Академии Генерального штаба, 19 сент.
1907 г.; Всеподданнейший отчет по Военному министерству за 1913 г.: отчет по ГУВУЗ.
СПб., 1915; Полное собрание речей императора Николая
II; Меры против потребления спиртных напитков в армии // Приказ по военному ведомству.
СПб., 1914; Парский Д.
Что нужно нашей армии?; и др.

з45Цит.
по: Манукян В.
М.
Указ.соч.
С.
79.
189
[стр. 174]

ки войск с целью повышения эффективности и качества воспитания армейских офицеров в духе преданности престолу и Отечеству, проводившаяся непосредственно в строевых частях, занимала важное место.
Между тем, здесь
имелось серьезные затруднения.
6.
Укрепление воинской дисциплины и правопорядка.
Анализ
источ409 ников и литературы позволяет заключить: в государственных властных структурах, органах военного управления России императорской было четкое понимание того, что без должной работы с корпусом армейских офицеров по обеспечению его личной примерности в воинской дисциплине, а также организующе-мобилизующей роли в ее укреплении, невозможно достичь высокой преданности корпуса армейских офицеров престолу и Отечеству.
Между тем, в анализируемый период (это в диссертации выше отмечалось) состояние воинской дисциплины и правопорядка среди армейских офицеров было не на столь высоком уровне, как того желало государственное руководство.
Подобное положение
обусловливалось кризисными явлениями в состоянии офицерского корпуса, что выше проанализировано.
Кроме того,
станет правильным выделить здесь еще два существенных, по мнению соискателя, обстоятельства: 1.
Разногласия и конфликты в вышестоящих структурах армейской иерархии, подрывавшие морально-психологическое состояние офицерства в строевых частях.
По свидетельству полковника князя С.К.
Белосельского-Белозерского, в армии царила расхлябанность, так как склоки и интриги в среде высшего командования, «такие
дрязги и грязные истории под174 409См., напр.: Всеподданнейший доклад по Военному министерству (1906 1913 гг.); Инструкция для офицеров, обучающихся в Николаевской академии Генералыюго штаба.
19 сент.
1907 г.; Всеподданнейший отчет по Военному министерству за 1913 г.: отчет по ГУВУЗ.
СПб., 1915; Полное собрание речей императора Николая
11; Меры против потребления спиртных напитков в армии // Приказ по воен.
ведомству.
СПб., 1914; Парский Д.
Что нужно нашей армии?; и др.


[стр.,175]

рывают авторитет начальства и развращающе действуют на армию, которая требует наоборот большой подтяжки» 41°.
2.
Дефекты кадровой политики органов военного управления: большинство командиров частей чувствовали себя «пожизненными сатрапами».
А.Ф.
Редигер, принимая пост военного министра, вынужден был
констатировать, что армия без единого управления, с высшими начальниками, зазнавшимися до того, что они доходили до прямого ослушания, «являлась каким-то выродком»411.
Не только командующие войсками, но и корпусные командиры чувствовали себя очень большими особами.
Этому способствовало то, что и тех, и других оставляли в должности до смерти или до собственной их просьбы об увольнении от должности, а в последнем случае им давали кресла в Государственном или Военном советах412.
В итоге в кадровом составе и военно-профессиональном состоянии армейского офицерского корпуса наметился очевидный дисбаланс: на низах армии строгая дисциплина и субординация, доходившие до приниженности.
в высших инстанциях становились все слабее и на самых верхах исчстали вовсе.
Сознание своей независимости и вседозволенности нередко доводило старших чинов до самодурства или унизительного обращения с младшими и заставляло последних «искать компромиссов между указаниями уставов и законов и требованиями начальства.
Вожди армии ее портили!»413.
Таким образом, органам государственной власти и военного управления, пытавшимся укреплять воинскую дисциплину и правопорядок как важное условие достижения высокого уровня преданности корпуса армейских офицеров престолу и Отечеству, предстояло решать данную задачу, 175 40Цит.
по: Манукян В.
М.
Указ.соч.
С.
79.
4См.: Редигер А.
Ф.
Указ.
соч.
Т.
1.
С.
428.
412Редигер А.
Ф.
Указ.
соч.
Т.
1.
С.
429.
413См.: Зайончковский.
Самодержавие и русская армия на рубеже XIX— XX столетий...
-С.
220.

[Back]