Проверяемый текст
[стр. 191]

адъютанта Д.А.
Скалона за №3338 от 15 февраля 1906 г.
содержится следующее предписание: «Корпус офицеров Генерального штаба, будучи во главе армии, должен быть безупречен во всех отношениях.
За несоответствующие деяния одного офицера, согласно установившегося в обществе взгляда, отвечает весь корпус Генерального штаба...
Ввиду вышеизложенного полагаю, что в Генштабе должен быть установлен суд общества офицеров.
Решение суда этого безапелляционно и подлежит утверждению начальника штаба
округа»549.
Важно отметить, что создание в частях судов офицерской чести являлось массовой практикой воспитательной работы, и одним из приоритетных ее направлений, находившихся в поле зрения государя императора, так как он внимательно отслеживал морально-психологическое состояние корпуса офицеров вооруженных сил империи.
Только монарх обладал правом отменить решение суда офицерской чести.
Правда, стоит подчеркнуть,
что данным правом он почти не пользовался550.
Кодекс офицерской чести, господствовавший в менталитете офицерства, находил свое выражение в обструкции к его нарушителям: офицерам,
переходившим в корпус жандармов551, клятвопреступникам552 и др.
В то же время, культ чести утверждался и нормативно-организационными средствами: например, офицер, подвергшийся избиению или оскорблению, обязан был подать в отставку (об этом, в частности, упоминает в дневнике генерал-лейтенант A.A.
Киреев533).
Органы государственной власти и военного управления предпринимали попытки унификации представлений о пределах допустимого в понятиях воинской этики.
Одно из подтверждений тому — докладная записка генераллейтенанта
A.A.
Киреева Николаю II в защиту «Правил для ведения дел чес549РГВИА.
Ф.868.
Оп.1.
Д.713.
JI16.
550См.: Зайончковский П.
А.
Высшее военное управление // П.
А.
Зайончковский.

1904 1983 гт.: ст., публ.
и восп.
о нем.
М., 1990.
С.
79.
См.: Короленко В.
Г.
История моего современника / В.
Г.

Короленко // Собр.
соч.
М., 1954.
Т.
6.
С.
193.

5з2См.: Галкин М.
Указ.
соч.
С.
20.
553ОР РГБ, ф.
Киреева A.A., картон 12, л.166.
191
[стр. 176]

имея в отрицательном потенциале много проблем.
Однако соответствующая деятельность была развернута.
Одним из путей здесь стало обеспечение неукоснительного выполнения офицерством требований Кодекса чести.
Именно он позволял офицерам рассматривать себя в качестве социальной общности с особым призванием и предназначением.
Значимость соблюдения требования кодекса чести конституируется в официальных документах.
Так, в приказе командующего войсками Варшавского военного округа генерал-адъютанта Д.А.
Скалона за №3338 от 15 февраля 1906 года содержится следующее предписание: «Корпус офицеров Генерального штаба, будучи во главе армии, должен быть безупречен во всех отношениях.
За несоответствующие деяния одного офицера, согласно установившегося в обществе взгляда, отвечает весь корпус Генерального штаба...
Ввиду вышеизложенного полагаю, что в Генштабе должен быть установлен суд общества офицеров.
Решение суда этого безапелляционно и подлежит утверждению начальника штаба
414 округа» .
Важно отметить, что создание в частях судов офицерской чести являлось массовой практикой воспитательной работы и одним из приоритетных ее направлений, находившихся в поле зрения государя-императора, так как он внимательно отслеживал морально-психологическое состояние корпуса офицеров вооруженных сил империи.
Только монарх обладал правом отменить решение суда офицерской чести.
Правда, стоит подчеркнуть,
415 что данным правом он почти не пользовался .
Кодекс офицерской чести, господствовавший в менталитете офицерства, находил свое выражение в обструкции к его нарушителям; офицерам,
176 4МРГВИА.
Ф.868.
On.
1.
Д.713.
Л16.
45См.: Зайончковский П.
А.
Высшее военное управление / П.
А.
Зайончковский //
П.
А.
Зайончковский.
1904 1983 гг.: ст., публ.
и воен.
о нем.
М.,1990.
С.
79.


[стр.,177]

переходившим в корпус жандармов416, клятвопреступникам417и др.
В то же время культ чести утверждался, что выше отмечалось, и нормативноорганизационными средствами.
Органы государственной власти и военного управления предпринимали попытки унификации представлений о пределах допустимого в понятиях воинской этики.
Одно из подтверждений тому — докладная записка генерал-лейтенанта
А.А.
Киреева Николаю И в защиту «Правил для веде418 ния дел чести» .
Однако усилия чиновников Военного министерства не смогли преодолеть исторически сложившийся релятивизм в представлениях офицеров о нравственном и безнравственном.
Парадоксально, но факт: утверждению общего понятия об офицерской чести мешал военный корпоративизм (являвшийся, наряду с честыо, одним из компонентов системы нравственно-патриотических ценностей).
Каждое офицерское общество в своей части имело собственные традиции и представления об офицерской этике, и на их основе каждый офицер вырабатывал личный «моральный кодекс».
В результате то, что для одного являлось бесчестием, смыть которое можно было только кровью (что разрешалось и нередко обязывалось, например, законом 1894г, легализующим дуэли), другого оставляло невозмутимым и равнодушным.
Отсутствие единства мнений по данному вопросу привело к формальному отношению к вопросам чести, переродившейся в демонстративную «честь мундира», поддерживаемую и защищаемую силой общественного авторитета офицерского собрания части.
По мнению П.А.
Зайончковского, превратное представление об офицерской чести и чести полка приводило порой к обратным результатам: «Тот или иной офицер, совершив177 46См.: Короленко В.
Г.
История моего современника / В.
Г.

Королленко // Собр.
соч.
М., 1954.
Т.
6.
С.
193.

47См.: Галкин М.
Указ.
соч.
С.
20.
ШРГВИА.
Ф.970.
Оп.З.
Д.651.Л.1-5.

[Back]