Проверяемый текст
[стр. 201]

Правительство предпринимало шаги по реализации комплекса мер, направленных на материальное обеспечение проводимой военной реформы: в частности, весьма позитивное воспитательное воздействие имели изменения в кадровой политике (практика аттестаций и «чистки» престарелых офицеров, пересмотр условий прохождения службы воспитателями), а также частичное улучшение финансового положения офицерства.
Но недостатки финансирования и половинчатость мер по правовой и социальной защите офицеров привели в итоге к обострению конфликта ценностей.
Этому во многом способствовала и практика компенсации просчетов в
нравственной закалке офицерства политическим контролем над комплектованием офицерского корпуса565.
Наращивание усилий в деятельности властных структур по практической реализации государственной идеи нравственного воспитания офицерства в период их службы в мирное время в армейских частях осуществлялось в рамках реализации консервативно-стабилизирующей политики царизма в армии в период военной реформы 1905 1912 гг.
Однако она практически не коснулась субъектов воспитания.
Изменились лишь приоритеты: ключевым
направлением власть признала пропаганду монархизма в сочетании с контрпропагандой, понимаемой как формирование в сознании офицеров негативного образа революционера — проводника враждебных России идей, покушающегося на державнопатриотические идеалы и традиции.
Поражение в войне с Японией наглядно проиллюстрировало тезис о том, что войны XX столетия, рельефно обнаружившие моральные преимущества наций, сильных воинственным духом, пробудили в обществе сознание необходимости поднятия национального чувства и развития в народной массе воинственности.
Несмотря на объективный рост патриотических настроений в России послевоенного периода, проблема повышения статуса армейских офицеров не утратила актуальности и оставалась довольно болезненной.
Причина такой
си5б5Например, принцип экстерриториального прохождения службы для поляков, регулирование социального состава корпуса армейских офицеров, приоритетное назначение гвардейцев на вышестоящие должности и т.п.
Примеч.
авт.
201
[стр. 183]

данный период были во многом детерминированы политическими факторами.
Характерно, что политическая ориентация не была самостоятельным направлением подготовки офицерских кадров и рассматривалась органами военного управления в качестве (безусловно, очень важного) компонента патриотического воспитания, что и определяло его специфику в годы военной реформы 1905 1912 гг.
II.
Правительство предпринимало шаги по реализации комплекса мер, направленных на материальное обеспечение проводимой военной реформы: в частности, весьма позитивное воспитательное воздействие имели изменения в кадровой политике (практика аттестаций и «чистки» престарелых офицеров, пересмотр условий прохождения службы воспитателями), а также частичное улучшение финансового положения
военнослужащих.
Вместе с тем, недостатки финансирования и половинчатость мер по правовой и социальной защите офицеров привели в итоге к обострению конфликта ценностей.
Этому во многом способствовала и практика компенсации просчетов в
нравственно-идеологической подготовке политического контроля над комплектованием офицерского корпуса (например, принцип экстерриториального прохождения службы для поляков, регулирование социального состава корпуса армейских офицеров, приоритетное назначение гвардейцев на вышестоящие должности и т.п.) III.
Усиление воспитания корпуса армейских офицеров в духе преданности престолу и Отечеству, осуществляемое в рамках реализации консервативно-стабилизирующей политики царизма в армии в период военной реформы 1905 1912 гг., практически не коснулось субъектов воспитания.
Изменились лишь приоритеты: ключевыми
направлениями власть признала пропаганду монархизма в сочетании с контопропагандой, понимаемой как формирование в сознании офицеров негативного образа революнионе183

[стр.,184]

pa — проводника враждебных России идей, покушающегося па державнопатриотические идеалы и традиции.
Поражение в войне с Японией наглядно проиллюстрировало тезис о том, что войны XX столетия, рельефно обнаружившие моральные преимущества наций, сильных воинственным духом, пробудили в обществе сознание необходимости поднятия национального чувства и развития в народной массе воинственности.
Несмотря на объективный рост патриотических настроений в России послевоенного периода, проблема повышения статуса армейских офицеров не утратила актуальности и оставалась довольно болезненной.
Причина такой
ситуации заключалась в том, что в исследуемый период были разрешены пацифистские организации, проводившие многочисленные конференции под девизом «Долой оружие!» и «Война войне!».
Следовательно, распространение в обществе антимилитаристских настроений, понимаемых и как отрицание воинской службы, весьма пагубно сказывалось на престиже офицерского звания.
По заявлению одного из выдающихся русских офицеров А.
Свечина, в России эпохи 1905 г., когда армия имела постоянный, наиболее оторванный от народа характер, антимилитаризм являлся «почти официальным направлением нашей высшей школы» и целого ряда общественных организации.
Здесь важно заметить, что поскольку милитаризм в менталитете россиян был тесно связан с патриотизмом и монархизмом, властные структуры вынуждены были решать целый комплекс задач, в которых формирование позитивного образа офицерства непосредственно связывалось с возвращением самодержавию былого ореола славы и непогрешимости.
Правящие круги предполагали повысить моральный авторитет самодержавия в войсках, используя, главным образом, меры запретительного и охранительного характера.
Одной из наглядных иллюстраций типичных 184 ,28Свечин А.
Постижение военного искусства / А.
Свечин // Рос.
воен.
сб.-М ., 1999.-В ы п.
15.С .215.

[Back]