Проверяемый текст
[стр. 206]

трансформации в корпусе российских армейских офицеров, детерминировали историческую необходимость наращивания усилий в практической реализации государственной идеи его нравственного воспитания.
II.
Характерная особенность исследованной деятельности — ее концептуальность, комплексный характер и последовательность реализации.
Система
деятельности властных структур по реализации государственной идеи нравственного воспитания корпуса российских армейских офицеров в условиях мирного времени предусматривала непрерывный воспитательный процесс, осуществляемый различными субъектами и затрагивающий практически все сферы социального бытия офицеров — от обучения и прохождения службы до личной жизни.
Принципиально подчеркнуть: государственный подход ярко проявлялся и в том, что главные субъекты нормотворчества и воспитания являлись также субъектами власти, что одновременно способствовало легитимизации царизма в армии и обеспечивало
централизованный контроль за моральнопсихологическим состоянием воспитуемых.
III.
Политический режим самодержавия, как выразитель интересов государства, пытался предпринимать меры, необходимые для повышения фактора политической благонадежности
корпуса армейских офицеров.
Следовательно, важнейшей детерминантой, определяющей специфику духовно-нравственного воспитания, являлась политическая обстановка, а базой всей системы ценностей являлись верноподданнические чувства, то есть монархизм.
IV.
Одним из ключевых направлений политики в области военного строительства власть справедливо признавала укрепление в офицерской среде духа патриотического,
нравственного единения и корпоративизма.
Здесь нельзя не отметить, что властные структуры не в полной мере осознали и оценили разительный контраст между культивируемым в армии коллективизмом и ростом индивидуалистических настроений в офицерской массе.
Ориентация на личный успех, вызванная, в первую очередь, слабой социальной
адаптацией армейского офицерства, трансформировала понятие державного патриотизма в его местечковый суррогат.
Власть, обеспокоенная ростом антиправительственных
на206
[стр. 188]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 188 События первого десятилетия XX века, а именно поражение в Русско-японской войне и первая революция 1905 — 1907 гг., оказались судьбоносными для российского самодержавия.
Стремясь отдалить закономерный исход, царизм попытался укрепить последний гарант существования правящего политического режима — офицерский корпус — в верности воинскому и патриотическому долгу, «Вере, Царю и Отечеству».
С этой целью в начале столетия была разработана, а в период послевоенной реформы вооруженных сил (1905 1912 гг.) принята к исполнению комплексная программа морально-психологического обеспечения Вооруженных сил, реализация которой использовала широчайшие возможности всех ветвей власти: императора и членов царствующей фамилии, правительства и военного ведомства, церкви и общественности.
Автор, опираясь на обширную источниковую базу, основу которой составили архивные документы, а также историографические наработки предшественников, исследовал деятельность государственных органов по воспитанию армейского офицерства в духе преданности престолу и Отечеству (1880 1914 гг.) и вышел на ряд обобщений: 1.
Характерной чертой данной деятельности была ее концептуальность, комплексный характер и последовательность реализации.
Система
духовно-нравственной подготовки предусматривала непрерывный воспитательный процесс, осуществлявшейся различными субъектами и затрагивавшей практически все сферы социального бытия офицеров — от обучения и прохождения службы до личной жизни.
Принципиально подчеркнуть: государственный подход ярко проявлялся и в том, что главные субъекты нормотворчества и воспитания являлись также субъектами власти, что одновременно способствовало легитимизации царизма в армии и обес


[стр.,189]

печивало централизованный контроль за морально-психологическим состоянием воспитуемых.
2.
Политический режим самодержавия, как выразитель интересов государства, пытался предпринимать меры, необходимые для повышения фактора политической благонадежности
командного состава армии.
Следовательно, важнейшей детерминантой, определявшей специфику воспитания, являлась политическая обстановка, а базой всей системы ценностей — верноподданнические чувства, то есть монархизм.
3.
Одним из ключевых направлений политики в области военного строительства власть справедливо признавала укрепление в офицерской среде духа патриотического
единения и корпоративизма.
В этой связи нельзя не отметить, что военное руководство не в полной мере осознало и оценило разительный контраст между культивируемым в армии коллективизмом и ростом индивидуалистических настроений в офицерской массе.
Ориентация на личный успех, вызванная, в первую очередь, слабой социальной
адаптировапностью военнослужащих, трансформировала понятие державного патриотизма в его местечковый суррогат.
Власть, обеспокоенная ростом антиправительственных
настроений в 1905 1907 гг., была вынуждена адаптировать существующую структуру воспитания к реальным условиям, что повлекло за собой некоторую демократизацию служебных отношений: — под напором общественного мнения в рамках укрепления кадрового состава офицеров ввели аттестации, гласное обсуждение претендентов на вышестоящие должности в офицерских собраниях; — сословный принцип комплектования признали устаревшим, шло омоложение кадров; —усовершенствовали практику материального стимулирования.
Однако царизму не удалось в полном объеме осуществить задуманное.
По нашему суждению, основной причиной этого стали: 189

[Back]