Проверяемый текст
[стр. 87]

(!)252 Подобное резко снижало авторитет воинской службы и усиливало конфронтацию между офицерами и гражданским населением.
«Лицам, по своему положению далеко стоящим от армии, — писал
генерал Д.П.
Парский, — не понять унизительной и удручающей обстановки бедности в офицерском
звании»253 3.
Изменение отношения к комплексу нравственных ценностей, культ
вируемых властью среди офицерства.
Это детерминировалось объективными изменениями в условиях жизнедеятельности корпуса армейских офицеров.
Известно, что основой уваровской триады («самодержавие — православие — народность») являлись религиозные идеалы.
Важно отметить, что офицер не мог официально заявить себя атеистом: о подобном святотатстве даже мысли не допускалось.
Однако реальное исполнение церковных обрядов далеко не всегда было искренним; православные ценности воспринимались как данность, без должного
осмысления254.
Среди дореволюционных офицеров были те, кто разделял точку зрения А.И.Деникина: «Человек — существо трёх измерений — не в силах осознать высшие законы бытия и творения.
Отметаю звериную психологию Ветхого завета, но всецело приемлю христианство и православие.
С этим жил, с этим и кончаю лета
живота своего»255.
По мнению Г.Н.
Бенуа, чтобы быть православным означало «верить слепо, не рассуждая, как простая
баба»236.
Следовательно, религиозность уже не относилась к числу актуальных нравственных ценностей офицерства: к Богу обращались лишь в экстремальные моменты, далекие от повседневной рутины.
В повседневной армейской жизни все, как правило, ограничивалось формальным исполнением церковных
ритуалов257.
252Зайончковский П.
А.
Офицерский корпус русской армии перед первой мировой войной...
С.
28.).

253Парский Д.
Что нужно нашей армии?..
С.
109.
254 См.: Цветков А.
Значение религии в жизни воина /А.
Цветков // ВВМД.
-1912.
№ 13,14.-С .477.

255Деникин А.
И.
Путь русского офицера...
С.
32.

25бБенуа Г.
Н.
Указ.
соч.
С.
73 257 См., напр.: Н.
Служение священника на войне: из наблюдений участника рус.-яп.
войны / Н.
// ВВМД.
1912.
№ 19.
С.
660-662; Пастырский собеседник.
О молитве в военное время: из походных воспоминаний // Смоленские Епархиальные Ведомости.
1888.
№ 2.
С.
78-81; Религиозная теплохладность// ВВД.
-1910.
-№ 2.
С.
54,55.

87
[стр. 65]

2.
Огромная разница в условиях существования военных и штатских чиновников.
Офицеры русской армии получали значительно меньше государственных чиновников.
Так, накануне Первой мировой войны командир корпуса получал 9300 рублей в год, в то время как министр 20000 рублей в год, член Государственного совета — 12000 18000.
Офицерам с 1886 по 1914 гг.
оклады увеличивались на 10%, а гражданским чиновникам — на 150%.150Подобное резко снижало авторитет воинской службы и усиливала конфронтацию между офицерами и гражданским населением.
«Лицам, по своему положению далеко стоящим от армии, — писал
выдающийся военный деятель Д.П.
Парский, — не понять унизительной и удручающей обстановки бедности в офицерском
звании»13'.
3.
Изменение отношения к комплексу нравственных ценностей, культивируемых
властью среди офицерства.
Это детерминировалось объективными изменениями в условиях жизнедеятельности корпуса армейских офицеров.
Известно, что основой уваровской триады («самодержавие — православие — народность») являлись религиозные идеалы.
Важно отметить, что офицер не мог официально заявить себя атеистом: о подобном святотатстве даже мысли не допускалось.
Однако реальное исполнение церковных обрядов далеко не всегда было искренним; православные ценности воспринимались как данность, без должного
осмысления152.
Как показывает изучение источников и литературы, среди дореволюционных офицеров были те, кто разделял точку зрения А.И.Деникина: «Человек — существо трёх измерений — не в силах осознать высшие законы бытия и творения.
Отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и православие.
С этим жил, с этим и кончаю лета
жи65 15<1Зайончковский П.
А.
Офицерский корпус русской армии перед первой мировой войной...
С.
28.).

15,Парский Д.
Что нужно нашей армии?..
С.
109.
152 См.: Цветков А.
Значение религии в жизни воина /А.
Цветков // ВВМД.1912.-№ 13, 14.-С.
477.


[стр.,66]

вота своего»153.
По мнению Г.Н.
Бенуа, чтобы быть православным, означало «верить слепо, не рассуждая, как простая
баба»154.
Следовательно, религиозность уже не относилась к числу актуальных нравственных ценностей офицерства: к Богу обращались лишь в экстремальные моменты, далекие от повседневной рутины.
В повседневной армейской жизни все, как правило, ограничивалось формальным исполнением церковных
ритуалов155.
4.
Однообразие и формализм служба в частях.
«В войсках они (офицеры — примеч.
соискателя), — пишет А.Ф.
Редигер, — не только не пополняли своих знаний, но даже забывали прежние»156.
По свидетельству Л.И.
Деникина, добрая половина жизни служивых людей проходила в захолустье.
Из года в год одно и то же.
Одни и те же разговоры, одни и те же шутки.
Лишь два-три дома, где можно было не только повеселиться, но и * поговорить на серьёзные темы.
«Ни одни лектор, ни одна порядочная группа не забредала в нашу глушь.
Одним словом, серенькая жизнь, маленькие интересы»157.
Подобные условия жизни провоцировали молодых офицеров на уход в пьянство и военно-богемный образ жизни.
5.
Распространенное в армии самодурство начальников усиливало и ускоряло упадок нравственности в среде армейского офицерства, характерный симптом которого — резкое падение читательских интересов.
Например, в некоторых отдалённых гарнизонах на каждого офицера в год eg приходилось по 0,8 военных и 5,9 общеобразовательных книг .
53Деникин А.
И.
Путь русского офицера...
С.
32.

54Венуа Г.
Н.
Указ.
соч.
С.
73 155 См., напр.: Н.
Служение священника на войне: из наблюдений участника Рус.-яп.
войны /Н.
// ВВМД.
1912.
№ 19.
С.
660-662; Пастырский собеседник.
О молитве в военное время: из походных воспоминаний // Смоленские Епархиальные Ведомости.
1888.
№ 2.
С.
78-81; Религиозная теплохладность // ВВД.
1910.
№ 2.
С.
54,55.

156Редигер А.
Ф.
Указ.
соч.
Т.
1.
С.
430.
57Деникин А.
И.
Путь русского офицера...
С.
50, 52.
L58 См.: Слезнев А.
Любопытная статистика / А.
Слезнев // Разведчик.
1909.-№ 949.-С .
8-9).
66

[Back]