профессиональный сельскохозяйственный интерес личности, предоставляет возможности для его функционирования в качестве способа практического освоения человеком профессии. Создаёт реальные условия для развития профессионального сельскохозяйственного интереса в системе образования в вузе. В итоге, профессиональный сельскохозяйственный интерес складывается на основе “авторского прочтения” личностью профессиональных норм и принципов, общественно воспроизводимых и сохраняемых, нравственного проникновения аграрными ценностями, коренными идеалами избранной профессии, органичного “встраивания” этих компонентов в содержание собственной творческой, ответственной деятельности человека в аграрном социуме. Объективными факторами развития профессионального сельскохозяйственного интереса в системе профессионального аграрного образования выступают: конкретно-исторические, социально-экономические, социальные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся в содержании его профессионального сознания, кристаллизовавшиеся в объективные социальные требования к функционалу профессиональной деятельности, облику конкретных специалистов. Профессиональное наследие общества: его исторически формировавшиеся профессиональные нормы, профессиональные идеалы, ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой, гуманитарным знанием, с содержанием целевого, организационно-процессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме, с творчеством. Аграрное профессиональное самосознание личности становится, как система его ценностных установок, ориентации, профессиональных убеждений, идеалов, принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуально-творческую, профессиональную, социальную активность личности в процессах профессионального саморазвития, самоопределения специалиста агрария. 100 |
86 жающей действительности до уровня «мира в целом», а собственное отношение к ней человека до уровня его мироотношения. Универсальность МКЛ проявляется в единстве духовного и практикоориентированного отношения человека к миру. Иначе в умении применять ценностно-осмысленные знания и представления об окружаюш;ей среде, персонально выработанные убеждения и принципы в практике профессиональной деятельности, при активном включении в общественную жизнь и творческом самоутверждении человека в создании культурных ценностей, в межличностных отношениях с представителями других народов и наций и самоотношении личности. Целостность МКЛ базируется на универсальности и целостности человеческой деятельности, которая выступает смыслообразующей и практической основой мировоззренческого самоопределения личности в реалиях действительности. Оно включает в себя гибкое миропонимание, нравственное мироотношение и ответственное миропреобразование в условиях самопознания, самоактуализации и самореализации человека в социуме. Мировоззренческая культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами. Их взаимообусловленность и взаимопроникновение проявляется прежде всего в процессе становления персональной МКЛ в условиях конкретной культуры общества. В этом плане культура общества выступает базисной социокультурной, духовноценностной и культурно-образовательной средой развития МКЛ. Данная среда, во-первых, непосредственно питает формирующееся мировоззрение личности и предоставляет возможности для его функционирования в качестве способа духовно-практического освоения человеком мира. Во-вторых, — создаёт реальные условия для становления персональной МКЛ в системе образования в обществе. В итоге, МКЛ складывается на основе «авторского прочтения» личностью социокультурных норм и принципов, общественно воспроизводимых и сохраняемых, нравственного проникновения духовно 87 культурными ценностями и коренными идеалами своего народа, органичного «встраивания» этих духовных компонентов в содержание собственной творческой и ответственной деятельности человека в социуме. Объективными факторами становления МКЛ в системе профессионального образования выступают: во-первых, конкретно-исторические, социально-экономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся в содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся в объективные социальные требования к функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов. Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, с содержанием целевого и организационно-процессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме, с религией, искусством и литературой, народным художественным творчеством. В-третьих, мировоззренческое самосознание личности, как система её ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов и принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуальнотворческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития и самоопределения специалиста. Исходя из этого, становление человека в качестве личности с определённой МКЛ объективно предстаёт как процесс и результат самоосознания человеком системы мировоззренческих ценностей, существующих в конкретной культуре общества и превратившихся в его персональные ценностно-смысловые ориентиры поведения, деятельности и ведущие жизненные принципы. Они определяют отношение личности к себе, своей профессии, другим людям и окружающему миру в целом, обусловливают гармоничную жизнедеятельность человека, идентифицированного в культуре общества, к которому он принадлежит. о 156 гим людям, своей профессии, окружающей природной и социокультурной среде, тем самым обеспечивая гармоничную жизнедеятельность человека в культуре общества, в которой он складывается как личность. Сравнительно-сопоставительный теоретический анализ литературы позволил выделить объективные факторы, обусловливающие становление мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов. Во-первых, конкретно-исторические, социальноэкономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся в содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся в объективные социальные требования к функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов. Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, литературой, искусством и религией, духовными традициями и художественным творчеством народа, содержанием целевого и организационнопроцессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме. В-третьих, персональное мировоззренческое самосознание, как система ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов и деятельностных принципов, направляющих эмоциональноволевую, интеллектуально-творческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития, этнокультурного и социально-нравственного самоопределения будущих специалистов в условиях профессиональной подготовки и обучения в вузе. Психологическая структура персональной мировоззренческой культуры охватывает основные сферы проявления личности — когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-смысловую, волевую и поведенческую и включает в себя такие структурные компоненты, как: знания и представления человека об окружающей природной, социокультурной действи |