101 Выводы по главе Развитие человека в качестве личности с определённым профессиональным интересом объективно предстаёт как процесс и результат самоосознания человеком системы профессиональных ценностей, существующих в конкретной профессии, превратившихся в его ценностно-смысловые ориентиры поведения, деятельности, ведущие жизненные принципы. Они определяют отношение личности к себе, своей профессии, другим людям, окружающему миру в целом, обусловливают гармоничную жизнедеятельность человека, идентифицированного в профессии, которую он выбрал. В результате сравнительно-сопоставительного анализа разных источников определены функции профессионального сельскохозяйственного интереса, реализуемые в жизненной практике личности. Таковыми являются: познавательная рефлексирующая, интегрирующая, профессиональная осмысливающая, профессиональная направляющая, ценностная ориентирующая, эмоциональная поддерживающая, организационная деятельностная, творческая преобразующая, адекватно прогнозирующая, регулятивная функции. Они выступают, способами практического освоения личностью ценностного наследия, социального опыта профессии, к которому она принадлежит. Функции обеспечивают действие социально-психологических механизмов, на основе которых выстраиваются процессы понимания, восприятия, осмысления, преобразования, самоотношения личности, что обусловливает целостность развития профессионального сельскохозяйственного интереса в процессе высшего профессионального образования. Социально-психологическими механизмами, источниками развития профессионального сельскохозяйственного интереса выступают процессы познания, общения, деятельности в профессии. Посредством их осуществляются профессиональная рефлексия, саморефлексия личности, реализуются эмоциональное сопереживание, чувство профессиональной сопричастности, происходят личностные саморегуляции, самоконтроль. |
87 культурными ценностями и коренными идеалами своего народа, органичного «встраивания» этих духовных компонентов в содержание собственной творческой и ответственной деятельности человека в социуме. Объективными факторами становления МКЛ в системе профессионального образования выступают: во-первых, конкретно-исторические, социально-экономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся в содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся в объективные социальные требования к функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов. Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, с содержанием целевого и организационно-процессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме, с религией, искусством и литературой, народным художественным творчеством. В-третьих, мировоззренческое самосознание личности, как система её ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов и принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуальнотворческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития и самоопределения специалиста. Исходя из этого, становление человека в качестве личности с определённой МКЛ объективно предстаёт как процесс и результат самоосознания человеком системы мировоззренческих ценностей, существующих в конкретной культуре общества и превратившихся в его персональные ценностно-смысловые ориентиры поведения, деятельности и ведущие жизненные принципы. Они определяют отношение личности к себе, своей профессии, другим людям и окружающему миру в целом, обусловливают гармоничную жизнедеятельность человека, идентифицированного в культуре общества, к которому он принадлежит. 88 В результате сравнительно-сопоставительного анализа разных источников определены функции МКЛ, реализуемые в жизненной практике личности. Таковыми являются: познавательно-рефлексирующая и интегрирующая, духовно-осмысливающая и социально направляющая, ценностноориентирующая и эмоционально-поддерживающая, организационно-деятельностная и творчески-преобразующая, адекватно-прогнозирующая и регулятивная функции. Они выступают, с одной стороны, способами' духовно-практического освоения личностью культурно-ценностного наследия и социокультурного опыта общества, к которому она принадлежит. С другой, — функции обеспечивают действие социально-психологических механизмов, на основе которых выстраиваются процессы миропонимания и мировосприятия, мироосмысления и миропреобразования, самоотношения личности, что как раз и обусловливает целостность становления персональной МКЛ в процессе высшего профессионального образования. Социально-психологическими механизмами и источниками развития МКЛ выступают процессы познания, общения и деятельности в мире. Посредством их осуществляются мировоззренческая рефлексия и саморефлексия личности, реализуются эмоциональное сопереживание и чувство духовной сопричастности, происходят личностные саморегуляция и самоконтроль. Важными в мировоззренческом самоопределении являются социальная, национально-культурная и профессиональная идентификация личности, позитивное предвосхищение человеком своих планов, творческое проектирование деятельности, видение её перспектив и прогнозирование результатов. Проведённый психолого-педагогический анализ позволил установить, что в структурно-психологическом плане МКЛ охватывает основные сферы проявлений личности — когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-смысловую, волевую и поведенческую. При этом базисными показателями и компонентами в процессе развития персональной МКЛ выступают: система знаний и представлений человека об окружающей природной и со |