Проверяемый текст
Бубенцов, Владимир Петрович; Развитие профессионального сельскохозяйственного интереса студентов аграрного вуза (Диссертация 2002)
[стр. 115]

действий с профессионально-этических позиций (у 13% и 16% от общего числа).
Поскольку низкие оценки отмечаются у большинства обучающихся, независимо от
факультета, формы обучения, просматривается тенденция неразвитости установок, аграрных профессионально-направленных мотивов деятельности в обществе, равно как и их низкая направленность у будущих специалистов на развитие у себя социально-активных, нравственных качеств личности в процессе обучения.
Дифференцированный анализ данных позволяет отметить, что будущим инженерам свойственно реалистическое восприятие (в 3 раза выше, чем у студентов-экономистов), больший практицизм в личностной направленности.
Это взаимосвязывается в их
профессиональных представлениях с индивидуальной активностью специалиста, личностно ответственного за свои поступки, верящего в себя (на 15% и 10% выше, чем у студентов экономистов, соответственно).
Вместе в этим, инженерами отмечается более высокая (в 2 раза) необходимость в профессиональном самоопределении специалиста, что отражается в более выраженной его аграрной личностной направленности, по сравнению с ответами студентов экономистов.
По ценностным представлениям студентов
экономистов можно «прочитать» несколько иную «ассоциацию» современного специалистапрофессионала в аграрной сфере.
Ему необходима альтруистическая направленность личной позиции,
профессиональная осмысленность своих действий (в 2 раза чаще выбор данных суждений, чем у инженеров).
Духовнопрофессиональные опоры для этого осмысления студенты усматривают в большей, чем у инженеров, ценностной ориентации на традиции профессии, вере (в 3 раза выше, соответственно).
Отмечается меньшее проявление пессимистических настроений.
Интересно, что в ценностных представлениях обучающихся-очников и заочников
выявлено предпочтение первых профессиональному индивидуальноактивному типу специалиста, сложившемуся у инженеров.
В то же время, за115
[стр. 65]

65 Как видно из Таблицы 2, высокий уровень МКЛ специалиста представлен в ответах студентов оптимистическим восприятием окружающего мира и самостоятельностью мышления личности (45,21% и 60,94%)), а также ответственностью за свои действия и поступки, активностью самореализации в профессиональной деятельности (45,39% и 51,54%).
Важным, на наш взгляд, является ценностный приоритет, отданный опрошенными вере в собственные духовные и творческие силы (59,49%), активной жизненной позиции человека (43,22%), личным нравственным идеалам (41,23%).
Это выявляет наличие в мировоззренческом сознании будущих специалистов верных мировоззренческих представлений о самостоятельной и активной позиции специалиста в плане построения и организации своей профессиональной и социально-направленной жизнедеятельности в социуме.
Вместе с тем, из данных Таблицы 2, следует, что в характеристиках мировоззренчески-идеального образа специалиста невысоко и даже низко оценены опрошенными духовно-ценностная ориентация личности на традиции и идеалы своего народа.
Она отмечена только у 14,29%, как и стремление к персональному национально-культурному самоопределению и патриотическая направленность специалиста (у 16,09% и у 17,18%, соответственно).
Существенная недооценка и студентами и курсантами этих социокультурных ориентации проявляется в низкой гражданской ответственности личности за происходящее в стране, в недостаточной осмысленности своих действий с морально-этических позиций (у 13,74% и 16,46% от общего числа).
Поскольку низкие оценки отмечаются у большинства обучающихся, независимо от
вуза, налицо тенденция несформированности духовных установок и социально-направленных мотивов деятельности в обществе, равно как и их низкой персональной направленности будущих специалистов на формирование у себя социально-активных и нравственных качеств личности в процессе обучения.


[стр.,66]

66 Дифференцированный анализ данных позволяет заметить, что будущим военным инженерам свойственно реалистическое мировосприятие (в 3 раза выше, чем у студентов-гуманитариев) и больший практицизм в личностной направленности.
Это взаимосвязывается в их
мировоззренческих представлениях с индивидуальной активностью специалиста, лично ответственного за свои поступки и веряш;его в себя (на 15% и 10% выше, чем у студентов, соответственно).
Вместе в этим, курсантами отмечается более высокая (в 2 раза) необходимость в национально-культурном самоопределении специалиста, что отражается и в более выраженной его социокультурной личностной направленности, по сравнению с ответами студентов.
В то же время, по ценностным представлениям студентов ОГИР1К и ОГУ можно «прочитать» несколько иной «портрет» современного специалиста-профессионала в гуманитарной сфере.
Ему необходима альтруистическая направленность личной позиции
и морально-этическая осмысленность своих действий в обществе (в 2 раза чаще выбор данных суждений, чем у курсантов).
Духовно-мировоззренческие опоры для этого осмысления студенты усматривают в большей, чем у военных, ценностной ориентации на традиции отечественной культуры и религиозной вере (в 3 раза выше, соответственно).
Нельзя не отметить и меньшее проявление пессимистических настроений.
Интересно, что в ценностных представлениях обучающихся-очников и заочников
отмечается предпочтение первых мировоззренческому индивидуально-активному типу специалиста, сложившемуся у курсантов.
В то же время, заочники «углубляют» образ альтруистически-направленной личности качествами творческой самореализации специалиста (на 10% выше, чем у очников), его более высокой личной ответственностью и нравственностью, проявляющихся в миропреобразовательной сфере личности посредством социокультурной деятельности в обществе.
Проанализируем далее, какие качества личности, по мнению обучающихся в разных вузах, являются наиболее ценными и необходимыми для со

[Back]