Проверяемый текст
Бубенцов, Владимир Петрович; Развитие профессионального сельскохозяйственного интереса студентов аграрного вуза (Диссертация 2002)
[стр. 25]

творческой деятельности, облекается в его плоды, подобно тому, как душа человека заключена в его теле [2,3].
Иными словами, профессиональный сельскохозяйственный интерес есть совокупность этических, моральных норм, нравственных принципов, духовных ценностей, идеалов, выступающих в качестве важнейших ориентиров аграрного социума, принадлежащей к нему личности.
Уникальная направленностная основа профессионального сельскохозяйственного интереса фиксирует его внутреннее единство, конкретно*деятельностную целостность.
Сдвиги, происходящие в профессиональных ориентациях, обусловливают изменения в социально-экономических процессах, динамике развития в це* • лом, человеке в частности.
Информационно-семиотический подход
по Э.
Кассирер[160], Дэвид Гудинг, Джон Леннокс[132], А.С.
Кармин[157] и др.
сближает, синтезирует,
развивает основные идеи материалистического и идеалистического понимания детерминант человека и общества.
В этом русле информационносемиотического понимания А.С.
Кармина[157], профессиональные интересы это социальная информация, которая сохраняется, накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств (проявлений интереса науки, искусства, религии, знаний, ритуалов, этикета, языков, символов и т.д.), в которых “зашифрованы” вложенные в них людьми ценностное содержание, значения, смыслы профессиональной, материальной деятельности человека в мире [157.-С.38-42].
Ведущим фактором профессионального сельскохозяйственного интереса выступает смыслообразующая человеческая деятельность.
Она выявляется в сознательном,
свободном целеполагании на основе когнитивноценностного осмысления, предвидения результатов своих действий, поступков, в условиях регуляции способов деятельности, постоянного “обращения” его средств в цели, а целей в средства.
Именно тогда
профессиональный сельскохозяйственный интерес предстаёт как сложный, многообразный фактор профессионального становления как отдельной личности, так и всего 25
[стр. 16]

16 вование человека, выступающего теперь в качестве «творения культуры и соучастника её творчества» (73.-C.43), С позиций цивилизационного подхода (Н.Я.
Данилевский, О.
Шпенглер, П.А.
Сорокин и др.), детерминанты культурного развития человека и общества заключены в духовном ядре, духовном начале, «дуще» культуры, по выражению немецкого культуролога О.
Шпенглера (1880-1936).
«Душа» культуры выражается в духовной, художественной, творческой деятельности народа и облекается в её плоды, подобно тому, как душа человека заключена в его теле (215.-С.
184).
Иными словами, культура есть совокупность этических и моральных норм, нравственных принципов, духовных ценностей и идеалов, выступающих в качестве важнейших мировоззренческих ориентиров социума и принадлежащей к нему личности.
Потому именно уникальная духовно-мировоззренческая основа каждого общества фиксирует его внутреннее единство и конкретно-историческую целостность.
При этом сдвиги, происходящие в социокультурных ориентациях, обусловливают изменения в социально-экономических и культурно-исторических процессах, динамику общественного развития в целом и человека в частности.
Информационно-семиотический подход
(Э.
Кассирер, Ю.М.
Лотман, Д.И.
Дубровский, А.С.
Кармин и др.) сближает, синтезирует
и развивает основные идеи материалистического и идеалистического понимания детерминант культурного развития человека и общества.
В информационно-семиотическом понимании, по определению А.С.
Кармина, культура — это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств (явлений культуры — науки, искусства и религии, традиций, ритуалов и этикета, языков, символов и т.д.), в которых «зашифрованы» вложенные в них людьми ценностное содержание, значения и смыслы духовной и материальной деятельности человека в мире (76.-С.38-42).


[стр.,17]

17 При этом вполне справедливо ведущим фактором культурного развития человека и общества выступает смыслообразующая человеческая дея* тельность.
Она выявляется в сознательном
и свободном целеполагании на основе когнитивно-ценностного осмысления и предвидения людьми результатов своих действий и поступков, в условиях регуляции человеком способов деятельности и постоянного «обращения» её средств в цели, а целей — в средства.
Именно тогда
человеческое бытие предстаёт как сложный и многообразный фактор культурного становления как отдельной личности, так и всего общества и образует общую ценностно-смысловую основу их жизнедеятельА ности(76.-С.10).
Наиболее близок современной гуманистической педагогике ценностный подход к пониманию культуры личности как сущностной характеристике человека, сложивщийся в социологическом знании (Бестужев-Лада И.В., Кон И.С, Ядов В.А.) и в философии образования (Гершунский Б.С.)С точки зрения Б.С.
Гершунского, культура личности, как представителя общечеловеческой культуры и одновременно представителя национальной культуры ® народа, обусловливает диалектическую взаимосвязанность национальнокультурных и общечеловеческих ценностей в персональном духовном мире каждого субъекта, равно как и в духовной сфере общества в целом.
Исходя из этого, педагогически важно осознавать, что данные ценности не противостоят и не противоречат друг другу.
Наоборот, введение молодых людей в мир общечеловеческой культуры происходит в условиях образования и самообразования, организуемых на основе эмоционального постижения и творческого освоения прежде всего образцов и традиций своей родной культуры.
Именно в них конкретизируется содержание общечелове• ческих норм и нравственно-этических принципов, общезначимых понятий и гуманистических представлений.
А это как раз и является фундаментом для гуманистического формирования всего комплекса мировоззренческих ценно•• +

[Back]