ский интерес, а к теоретическому либо теологический, либо философский (идеалистический, материалистический), либо целостный, системный научный профессиональный интерес. В гуманитарном знании доказано, что профессиональный интерес как форма самосознания возник исторически значительно раньше, чем философия и науки, а именно на древнейшей ступени развития человеческого общества, и воплощался в представлениях древних о мире. Профессиональное отношение основывалось на синкретизме (неразделённости) сознания человека [37,234,274,272]. Это обусловливало в ранних фазах, преобладание процессов воображения и фантазии, над аналитическим мышлением в познавательной практике людей, “труд-магически-художественное” освоение мира, что сполна отразили религии и искусство разных народов[150]. В зарубежных (К.-Г. Юнг[371], К. Леви-Строс[201], М. Элиаде и др.) и отечественных (А.Ф. Лосев[215], М.С. Каган[150] и др.) философских исследованиях доказано, что профессиональный смысл отношений выкристаллизовался в форме знаний основоположенных идей, принципов жизненного устройства наших предков. Традиция одухотворения труда, чувство своего неразрывного единства, преклонения перед ним обусловили умеренно-активную жизненную позицию человека в отношении деятельностно-практического освоения, покорения окружающей среды, отразились в нравственном отношении к нему. Традиции взаимопомощи, поддержки, существовавшие внутри определённой общности людей (рода, племени, общины и др.), фиксировали складывающиеся нормы, правила, передававшиеся затем в виде жизненного опыта от старших к младшим поколениям. Особый характер содержания профессиональных ценностей в условиях бесписьменной культуры древних обществ выявился в традиции сохранения, сбережения людьми опыта своих предков. В результате, в профессиях древних народов складывалась преемственность поколений, формировались традиции, фиксирующие первые знания человека о природе, мире, других лю32 |
23 бо теологическое, либо философское (идеалистическое и материалистическое), либо целостное и системное научное мировоззрение. В середине XIX века Ф. Энгельсом выделены исторические типы мировоззрения, которые складывались, с его точки зрения, в связи с изменениями во времени всех составляющих общественно-исторического процесса: технических средств и способов деятельности человека, социальноэкономических и духовно-культурных отношений между людьми, содержания духовного мира самой личности. В частности, Ф. Энгельс отмечает, что в исторических типах мировоззрения — мифологическом и античном, философском и религиозном, гуманистическом и естественно-научном, отразилась специфика осознания человеком собственной духовной сущности на различных этапах своего социально-исторического развития (219.-С.50-51). В гуманитарном знании доказано, что мировоззрение как форма общественного самосознания возникает исторически значительно раньше, чем философия и наука, а именно на древнейшей ступени развития человеческого общества, и воплощается в мифологических представлениях древних о мире. Мифологическое мироотношение основывалось на синкретизме сознания человека. Это обусловливало как преобладание процессов воображения и фантазии, нежели аналитического мышления в познавательной практике людей, так и их «труд-магически-художественное» (М.С. Каган) освоение мира, что сполна отразили религии, искусство и фольклор разных народов. В зарубежных (К.-Г. Юнг, К. Леви-Строс, М. Элиаде и др.) и отечественных (А.Н. Афанасьев, М.О. Гершензон, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, А.В. Юдин, В.И. Ерёмина, А.П. Садило и др.) философско-культурологических исследованиях доказано, что мировоззренческий смысл мифологического мироотношения выкристаллизовался в форме традиций — основоположных идей и принципов жизненного устройства наших предков. Так, традиция одухотворения природы, чувство своего неразрывного единства и преклонения перед ней обусловили умеренно-активную жизненную позицию человека 24 В отношении деятельностно-практического освоения и покорения окружающей среды, отразились в бережном и этико-нравственном отношении к ней. Традиции взаимопомощи и поддержки, существовавшие внутри определённой общности людей (рода, племени, общины и др.), фиксировали складывающиеся нормы и правила народной этики, передававшиеся затем в виде жизненного опыта от старших к младшим поколениям изустным путём. Особый характер содержания мировоззренческих ценностей в условиях бесписьменной культуры древних обществ выявился в традиции сохранения и сбережения людьми духовно-культурного опыта своих предков. В результате, в культуре древних народов складывалась духовная преемственность поколений и формировались культурные традиции, фиксирующие первые знания человека о природе и мире, других людях и самом себе, ведущие ценностные представления человека в плане общественно принимаемых образцов поведения и действий и т.д. Исходя из анализа философских и культурологических исследований, видно, что мифология является основополагающим явлением мировой культуры, «началом всех начал» в познании, религии и искусстве каждого народа. Она служит истоком мировоззренческого осмысливания человеком окружающей действительности, которое постепенно, в различные культурноисторические периоды у разных народов перерастает в форму философскотеоретической рефлексии личностью мира, общества и своего места в нём. Философское мировоззрение (идеалистическое и материалистическое), является теоретической формой общественного сознания, представленной в философских учениях, системах и концепциях. В них обобщаются основоположные закономерности существования мира, человека и общества. В поисках ответов на основные вопросы философии о познаваемости мира и его субстанциональных основаниях, на смысложизненные искания человечества и его попытки осмыслить своё прошлое, настоящее и предвидеть будущее, реализуется мировоззренческая функция философского знания (199. — С.366). |