Проверяемый текст
Бубенцов, Владимир Петрович; Развитие профессионального сельскохозяйственного интереса студентов аграрного вуза (Диссертация 2002)
[стр. 39]

Исходя из отечественных, зарубежных социологических исследований И.В.
Блауберг, Э.Г.
Юдин, 1973, И.В.
Бестужев-Лада[59] (1984), В.А..
Ядов[372](1995),
T.J.
McKeown[21](1999), для нас важно следующее.
В результате
осознания, принятия социальных норм, правил как профессионально значимых, ценных, личность вырабатывает на их основе свои профессиональные принципы личной ответственности, добросовестности, порядочности, альтруизма, взаимопомощи, добра.
В итоге конкретный человек становится способен к социально-нравственному осмыслению мира,
моральной саморегуляции на этой основе своих поступков, деятельности, поведения.
А это, в свою очередь, выступает условием гармоничного
профессионального самоопределения личности в процессах профессиональной, познавательной, аграрной практики взаимодействий в обществе [29, 34, 39, 338, 350, 41, 44, 65,300,306, 94, 102, 261,282].
Далее обратимся к социально-философским исследованиям
1990-х годов, анализирующим специфику состояния профессиональной сферы современного общества С.С.
Гусев[121],
И.Б.Котова[185], Д.И.
Жанбуршина[133], А.В.
Битуева[61]
и др.
Констатируя кризис, переживаемый обществом переходного периода, учёные отмечают “дефицит” ценностных, социально-нравственных, позитивно-направленных тенденций жизнедеятельности граждан.
В условиях повседневной жизни у людей стихийно складывается обыденное
отношение.
Ему присущ образно-эмпирический тип познавательной активности личности, который опирается на жизненные впечатления, полученные
“здесь и сейчас”, предрассудки и рекомендации “здравого смысла”.
Приобретённые таким способом знания быстро заменяются новыми образными представлениями,
потому существенно искажают развитие у личности системно-обобщённой картины мира, грамотных представлений о самой себе.
Это нарушает, дезинформирует гносеологическую основу адекватного профессионального самоопределения человека в социуме [61.-С.162-163].
[стр. 30]

30 субъектов личности, социальной группы и целого общества как образ мира, который упорядочивается и обосновывается в виде их систем ценностей, ценностных установок и ориентации (114.-СЛ50).
Понятие системы ценностей, считает Гречаный В.В., способно фиксировать в содержании мировоззрения человека и общества универсальный срез реальности.
Иерархичность её пластов и уровней представляет собой сложную структуру из координированных и субординированных динамических компонентов-ценностей — экономических и социально-политических, правовых и этических, эстетических и религиозных и др.
(48.-C.59, 64).
Наиболее укоренёнными в субъективном духовном мире личности и, следовательно, мировоззренчески значимыми являются смысложизненные ценности.
Они затрагивают как духовное осмысление человеком своего бытия и жизненного предназначения самого себя, так и ведущие мотивы выбора им персональных целей, способов и средств деятельности в мире.
В то же время, доказывается, что объекты, события и явления действительности приобретают в практике человека определённый смысл на основании той «шкалы ценностей», которая сложилась в данном обществе на конкретном этапе своего социально-исторического развития (198.-C.347).
Исходя из отечественных и зарубежных социологических исследований (И.В.
Блауберг, Э.Г.
Юдин, 1973, И.В.
Бестужев-Лада, 1984, В.А.
Ядов,
1995, T.J.
McKeown, 1999), для нас важно следующее.
В результате
мировоззренческого осознания и принятия социальных норм и правил как персонально значимых и ценных, личность вырабатывает на их основе свои мировоззренческие принципы — личной ответственности, добросовестности и порядочности, альтруизма, взаимопомощи и добра.
В итоге конкретный человек становится способен к социально нравственному осмыслению мира
и моральной саморегуляции на этой основе своих поступков, деятельности и поведения.
А это, в свою очередь, выступает условием гармоничного
мировоз

[стр.,31]

31 зренческого самоопределения личности в процессах профессиональной, познавательной и социокультурной практики взаимодействий в обществе.
Далее обратимся к социально-философским исследованиям
90-х годов, анализирующим состояние духовно-мировоззренческой сферы современного общества (С.С.
Гусев,
Б.Я.
Пушканский, Д.И.
Жанбуршина, А.В.
Битуева).

Констатируя мировоззренческий кризис, переживаемый российским обществом переходного периода, учёные отмечают «дефицит» духовно-ценностных, социально-нравственных и позитивно-направленных тенденций жизнедеятельности граждан.
В условиях повседневной жизни у людей стихийно складывается обыденное
мировоззрение.
Ему присущ образно-эмпирический тип познавательной активности личности, который опирается на жизненные впечатления, полученные
«здесь и сейчас», предрассудки и рекомендации «здравого смысла».
Приобретённые таким способом знания быстро заменяются новыми образными представлениями
и потому существенно искажают формирование у личности системно-обобщённой картины мира и грамотных представлений о самой себе.
А это, свою очередь, нарушает и дезинформирует гносеологическую основу адекватного мировоззренческого самоопределения человека в социуме (23.-С.162-163).
В социологических исследованиях общественного мировоззрения (Л.Е.
Кесельман, М.Г.
Мацкевич, К.
Муздыбаев, 1998) показано, что в наиболее развитых западных обществах почти повсеместно отмечается сдвиг от материалистических к постматериалистическим ценностям, в то время как в России обнаруживается «встречное движение».
Оно идёт от искусственно насаждавшегося в предшествующий период идеологического романтизма к утилитарно-прагматическим интересам и устремлениям.
В связи с этим констатируется почти всеобщий «экономический оптимизм» в мировосприятии у молодёжи (до 25 лет) и преобладание пессимистического мироощущения у пожилых людей (79.-С.113-120).

[Back]