сах самовоспитания, самообразования, направляемое профессиональными потребностями личности, реализующее, совершенствующее его личные способности А. Печчеи[271]. Из проведённого анализа следует, что критерием профессионального сельскохозяйственного интереса человека выступает профессиональная направленность личности на осознанное развитие у себя профессиональных качеств, свойств. Их интеграция в реальных условиях жизнедеятельности в окружающем мире происходит в профессиональной сфере, практике воспитания молодых поколений, досуговой, социально-активной деятельности человека. Поэтому гуманистическая цель профессионального развития специалиста в системе профессионального аграрного образования представляется не только развитием свободного, творческого субъекта, способного “непотеряться” в новых общественно-экономических условиях. Это есть, прежде всего, личностное развитие специалиста как гражданина, труженикасозидателя, наделённого не только трудолюбием, добросовестностью, в традициях избранной аграрной профессии, отношениях, благородства души. В плане определения факторов развития профессионального сельскохозяйственного интереса личности в системе профессионального образования специалистов аграрного профиля нам представляются плодотворными ряд идей, обоснованных в отечественном и зарубежном знании М.С. Каган ( 1987)[150], Ю.А. Борев (1997), G. Steiner(1998), О.А. Кривцун(1998). Вслед за данными учёными мы считаем, что роль профессионального интереса особо возрастает в переломные моменты существования человека и социума. Она связана с важнейшей функцией профессионального интереса —выступать в качестве фактора, гармонизирующего самосознание, быть интегратором в гуманистическом познании личностью универсальных законов человеческого бытия. В силу этого профессиональный сельскохозяйственный интерес является существенным фактором развития целостного, гармоничного образа 42 |
34 тания молодых поколений, так и культурно-досуговои и социально-активной деятельности человека. Именно потому гуманистическая цель мировоззренческого воспитания специалиста в системе профессионального образования представляется не только формированием свободного и творческого субъекта, способного не потеряться в новых общественно-экономических условиях. Оно есть, прежде всего, личностное становление специалиста как гражданина и труженикасозидателя, наделённого не только трудолюбием и добросовестностью, но и — в традициях русской культуры, милосердием и благородством дущи. В плане определения факторов мировоззренческого развития личности в системе профессионального образования специалистов гуманитарного профиля нам представляются плодотворными ряд идей, обоснованных в отечественном и зарубежном эстетическом знании (М.С. Каган, 1987, Ю.А. Борев, 1997, G. Steiner, 1998, О.А. Кривцун, 1998). Вслед за данными учёными мы считаем, что роль искусства особо возрастает в переломные моменты существования человека и социума. Она связана с важнейшей функцией искусства — выступать в качестве фактора, гармонизирующего самосознание в культуре общества, быть интегратором в гуманистическом познании личностью универсальных законов человеческого бытия. В силу этого искусство является существенным фактором как формирования целостного и гармоничного образа мира в мировоззренческом сознании личности, так и пробуждения и соверщенствования индивидуальных духовных сил человека в самовоспитании его нравственных качеств. При этом, как следует из отечественной и зарубежной культурологической литературы (В.В. Юрчук, 1999, А.В. Юдин, 1999, J.R. Mahalic, R.L.Worthington, S. Crump, 1999), в системе духовной культуры общества важное место принадлежит народному искусству и творчеству. Они пополняют коллективный духовно-культурный опыт нации и образуют фундаментальный компонент каждой национальной культуры, её духовный инвариант |