когда, говоря словами философа В.П. Иванова[142], собственный мир персонального бытия выступает как культура. То есть культура реализует функции “формообразования человеческого духа” в процессах профессионального развития, созидания человеком самого себя. Таким образом можно предполагать, что в педагогическом плане процесс целостного профессионального самоопределения личности в системе профессионального образования специалистов произойдёт с учётом этих факторов. На основе педагогического обеспечения условий для гуманистического развития единства целостной профессиональной системы в проявлениях познавательного, ценностного, социально-нравственного, эмоционального, творчески-активного отношения обучающихся к окружающему миру в целом, своей профессии в частности. 1.3. Педагогические условия развития профессионального сельскохозяйственного интереса в учебном процессе аграрного вуза Для выявления педагогических условий развития профессионального сельскохозяйственного интереса в аграрном вузе необходимо, прежде всего изучить социально-психологическую структуру и механизм развития личности, выстроить систему критериев и показателей этого процесса применительно к условиям обучения в аграрном вузе. 1.3.1. Социально-психологическая структура, критерии, показатели, механизм развития личности в условиях обучения в вузе Психологическое обоснование проблем профессионального интереса личности в отечественной психологии 1930-40-х гг. ведётся в контексте рассмотрения поведения и деятельности в системе профессиональных отношений человека к окружающей действительности В.П Мясищев[245], С.Л. Ру44 |
35 — этносоциокультурный архетип (В.В, Юрчук). Этносоциокультурный архетип выступает базой социокультурной эволюции общества в процессе исторического пути его развития и фактором, обеспечивающим духовную преемственность поколений (181.-С.68-73). Исходя из этого, специфику мировоззрения и художественно-эстетического творчества народа следует считать особо педагогически важными, так как мировоззренческая ориентация духовного мира современных молодых людей на традиционные гуманистические ценности и идеалы своего народа может составить основу для успешной национально-культурной и социокультурной идентификации личности. Таким образом, в результате проделанного анализа видно, что культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами. Взаимообусловленность и взаимопроникновение данных феноменов проявляются прежде всего в процессе становления персональной мировоззренческой культуры в конкретных социокультурных условиях. В этом плане культура общества выступает той базисной социокультурной, духовно-ценностной и культурно-образовательной средой, которая, во-первых, непосредственно питает формирующееся мировоззрение личности. Вовторых, культура обеспечивает целостность функционирования персонального мировоззрения в качестве способа духовно-практического освоения человеком мира. В-третьих, она создаёт реальные условия для мировоззренческого развития личности в системе образования в обществе. Вместе с тем, мировоззренческое самоопределение и самоутверждение личности происходит в условиях жизнедеятельности конкретного человека только тогда, когда, говоря словами философа В.П. Иванова, собственный мир персонального бытия выступает как культура. То есть культура реализует функции «формообразования человеческого духа» в процессах мировоззренческого развития и созидания человеком самого себя. Таким образом, можно предполагать, что в педагогическом плане процесс целостного мировоззренческого самоопределения личности в системе 36 профессионального образования специалистов организуется с учётом этих факторов. Вместе с тем, — на основе педагогического обеспечения условий для гуманистического формирования единства как целостной мировоззренческой системы в проявлениях познавательного и ценностного, социальнонравственного, эмоционального и творчески-активного отношения у обучающихся к окружающему миру в целом и культуре своего народа в частности. Далее рассмотрим психологические подходы к процессу становления персональной мировоззренческой культуры с целью определения её социально-психологической структуры, критериев, показателей и механизмов развития личности в условиях обучения в вузе. Психологическое обоснование проблем мировоззренческого развития личности в отечественной психологии 1930-40-х гг. ведётся в контексте рассмотрения поведения и деятельности в системе мировоззренческих отношений человека к окружающей действительности (В.Н. Мясищев, С.Л, Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.). Существенный вклад был внесён теорией установки, разработанной Д.Н. Узнадзе, доказавшим, что в основе мировоззренчески активных поведения и деятельности человека в обществе лежат сформированные мировоззренческие установки личности. Они (установки) обусловливают целостность, определённость и динамизм мировоззренческих отношений личности к окружающему миру, обществу, самой себе и взаимосвязываются, с точки зрения Д.Н. Узнадзе, с самим принципом становления личности — в качестве её готовности к постоянному духовному развитию и преобразованию самой себя (195.-C.150, 256). Важно, что для формирования мировоззренческих установок на активизацию познавательной деятельности и эмоционально-ценностного отношения человека к ней, выработку готовности к социально-нравственному поведению в обществе, требуются особые условия как субъективного, так и объективного характера. Педагогически необходимо удовлетворить потреб |