зации их в практической деятельности [245.-С.49-50]. К особым характеристикам В.Н. Мясищев[245] относит реализм, романтизм восприятия, оптимизм, пессимизм ощущения человека, проявляющиеся в умонастроении личности, в межличностных отношениях, взаимодействиях с другими людьми [245.-С.344]. В 1950-60-е гт. в трудах В.Н. Мясищева[245], А.Г. Ковалёва[170], Б.Г. Ананьева[32] развитие личности рассматривается взаимосвязано с процессами становления его характера, а сами “отношения личности”, “генезис характерообразования” выступают идентичными категориями. Б.Г.Ананьев [32] считает, что характер человека представляет собой “систему свойств личности, его субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закреплённых в его образе жизни” [32.-С.312]. Развитие интеллектуальных, коммуникативных умений, навыков, мотивационных, эмоционально-волевых свойств и черт личности определяется психологами в качестве неотъемлемого условия его профессионального самоопределения. Оно происходит в процессе деятельности познавательной, коммуникативной, профессиональной и др. При этом особо подчёркиваются качества самоотношения, развитого самосознания личности, его рефлексивные свойства, выявляющие характер представлений человека о себе, своём месте в мире. Данные качества, свойства, по Б.Г. Ананьеву[32], наиболее глубоко связаны с целями жизни, деятельности личности, его ценностными ориентациями, установками, выполняют функцию саморегуляции, самоконтроля, обеспечивают целостность, непрерывность личностного саморазвития [32С.314]. Осмысливая процесс развития личности как конкретно-исторический, высвечивающий сущность личности как представителя и “современницы определённой эпохи и жизни народа”, Б.Г. Ананьев[32] выделяет социально направленные функции, качества в составе направленности. В частности, соци46 |
37 ность личности в мировоззренчески-ценных действиях и поступках и создать ситуацию, в которой данная потребность может быть удовлетворена. В этот же период В.Н. Мясищевым обосновано, что сознательный, избирательный и активный характер, присущий мировоззренческому отношению личности к окружающей действительности, выявляет как степень общественного развития человека в сознательности и активности его поведения и деятельности, так и индивидуальный уровень развития интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств в составе персонального мировоззрения. Мировоззренческая сознательность определяется способностью человека последовательно и системно отражать действительность в её настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее. Избирательность мировоззренческого отношения к объектам и событиям окружающего мира формируется на основе эмоционально-оценочной деятельности личности. При этом важно умение адекватно оценивать себя самого, свои способности и возможности, что неразрывно связано со специальным развитием мировоззренческого самосознания. Действенная активность и самостоятельность человека базируется на волевой готовности личности к отстаиванию мировоззренческих взглядов, идеалов и убеждений и реализации их в практической деятельности (137.-С.49-50). К особым характеристикам мировоззрения В.Н. Мясищев относит и реализм и романтизм мировосприятия, оптимизм и пессимизм мироощущения человека, проявляющиеся в умонастроении личности, в межличностных отношениях и взаимодействиях с другими людьми (137.-C.344). В 1950-60-е гг. в трудах В.Н. Мясищева, А.Г. Ковалёва, Б.Г. Ананьева формирование мировоззрения личности рассматривается взаимосвязано с процессами становления её характера, а сами «отношения личности» и «генезис характерообразования» выступают идентичными категориями. Б.Г.Ананьев считает, что характер человека представляет собой «систему свойств личности, её субъективных отношений к обществу, другим людям, деятель 38 ности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закреплённых в её образе жизни» (7.—С.312). Развитие интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков, мотивационных и эмоционально-волевых свойств и черт личности определяется психологами в качестве неотъемлемого условия её мировоззренческого самоопределения. Оно происходит в процессе деятельности познавательной, коммуникативной, профессиональной и др. При этом особо подчёркиваются качества самоотношения и развитого самосознания личности, её рефлексивные свойства, выявляющие характер мировоззренческих представлений человека о себе и своём месте в мире. Данные качества и свойства, по Б.Г. Ананьеву, наиболее глубоко связаны с целями жизни и деятельности личности, её ценностными ориентациями и установками, выполняют функцию саморегуляции и самоконтроля, обеспечивают целостность и непрерывность персонального саморазвития (7.-С.314). Осмысливая процесс становления личности как конкретно-исторический, высвечивающий мировоззренческую сущность личности как представителя и «современницы определённой эпохи и жизни народа», Б.Г. Ананьев выделяет социально направленные функции и качества в составе персонального мировоззрения. В частности, социальная активность личности проявляется как в преобразовательной деятельности человека, разворачивающейся в плане организации, так и путём налаживания и улучшения социальных взаимодействий между людьми на культурно-ценностной и социально нравственной основе. Вместе с тем, социальная активность характеризует способность человека к «образованию собственной среды развития», опосредующей культурные, профессиональные и творческие связи личности (7.-0.155,161). Мировоззренческая проблематика отчётливо выступает в концепциях учёных, посвятивших в эти же годы свои труды разработке проблем психологии смысла (А.Н. Леонтьев, В. Франкл). Так, видным советским учёным А.Н. Леонтьевым доказано, что наличие смысла в составе мировоззрения |